Как удалось выяснить Forbes, владелец гостиницы Four Seasons, бизнесмен белорусского происхождения Алексей Хотин был участником еще как минимум пяти ранее неизвестных сделок с нефтяными активами в России, рассказали Forbes несколько банкиров и подтвердили несколько игроков нефтяного рынка.
Самыми крупными из купленных им активов являются компании «Развитие Санкт-Петербурга» и "Хортица", которые владеют лицензиями на Густореченское и Мултановское месторождения с запасами около 45 млн тонн. Месторождения, по словам одного из банкиров, Алексей Хотин приобрел за $200 млн у структуры "Ренорд Инвест", которая считается близкой к банку "Санкт-Петербург". Актив был проблемным, ранее он частично принадлежал владельцу OMG Виталию Архангельскому. Последний уже не один год судится с банком "Санкт-Петербург" за $500 млн и обвиняет его в рейдерстве. Банк в свою очередь обвиняет Архангельского в невыплате кредитов в размере 1,8 млрд рублей. В "Санкт-Петербурге" отметили, что компания "Ренорд Инвест" не подконтрольна банку. "По имеющимся в банке сведениям указанные нефтяные активы никогда не принадлежали Виталию Архангельскому", - сообщил его представитель.
По словам источника, близкого к Хотину, бизнесмен купил активы покинувшей Россию в конце 2014 года Kuwait Energy. Компания владела месторождениями Лужское и Чикшина (оба относятся к Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции). Косвенно это подтверждается тем, что директора компаний ВИК и "Печорская энергетическая компания", на которые были оформлены месторождения, работали в структурах, имеющих отношение к компаниям Алексея Хотина ("Оборудование и машины", "Второе агентство недвижимости"). В Kuwait Еnergy отказались от комментариев. По данным источника, месторождения обошлись Хотину примерно в $10 млн.
Бизнесмен провел еще ряд сделок с другими российскими нефтяными активами. Он стал владельцем Криволукского лицензионного участка (запасы 37,4 млн тонн нефти), который ранее принадлежал компании "Техэнерго". Его стоимость, по оценкам источника, знакомого со сделкой, составляет около $30 млн. Кроме того, Хотин за такую же сумму выкупил активы Matra Petroleum, совладельцем которой был бывший топ-менеджер ТНК-BP Максим Барский — компанию «Архангеловское» (владеет Соколовским месторождением в Оренбургской области). Барский отказался от комментариев. Недалеко от бывших месторождений Matra Petroleum, еще в 2011 году Хотин купил Майорское месторождение. По оценкам знакомого бизнесмена, за этот актив Хотин заплатил около $10-15 млн.
Известно, что Алексей Хотин владеет компанией «Дулисьма», которую он выкупил у Сбербанка за 3,6 млрд рублей. 29,9% акций Exillon Energy (доказанные запасы приближаются к 27 млн тонн) обошлись ему в $300 млн. В 2014 году за $30 млн Хотин купил у «Алросы» «Иреляхнефть», спустя год сенатор Леонид Лебедев продал Хотину «Негуснефть» по цене около $200 млн, затем была закрыта сделка по покупке компании «Полярное сияние» у ConocoPhillips и «Роснефти». Источник близкий к сделке оценивает ее в $150 млн.
По оценкам Forbes, Хотин провел сделок минимум на $950 млн и его вложения в нефтяные активы давно превысили $1 млрд. Например, в инфраструктуру «Развитие Санкт-Петербурга», по словам источника близкого к Хотину, было инвестировано $200 млн.
Объем добычи нефтекомпаний, бенефициаром которых, по сведениям Forbes, является Хотин, можно оценить в 2,5 млн тонн в год, с запасами свыше 650 млн тонн.
Алексей Хотин на вопросы Forbes, связанные с нефтяными активами, не ответил.
Директор департамента анализа рыночной конъюнктуры "Газпромбанка" Александр Назаров считает, что сейчас цены на нефть и, соответственно, нефтяные активы очень низкие. "Подходя к каждому активу индивидуально, можно сейчас собрать пакет добычных (Upstream) активов, рентабельных даже при нынешних ценах", — объясняет Назаров. Аналитик инвесткомпании "Открытие" Артем Кончин также объясняет активность Хотина макроситуацией и уровнем цен близким ко дну. "Рублевая экономика добычи нефти в России сильно не пострадала, но если у компаний например был долларовый долг, то возникает ситуация, скажем так, арбитража, когда покупатель с хорошим финансовым профилем чувствует себя более комфортно, чем продавец с высокой долговой нагрузкой", — говорит Артем Кончин.