Комплексная выгода: пять причин, почему стоит инвестировать в бизнес в Калининградской области
Основные преференции по налогам на прибыль и имущество. Ставка налога на прибыль нулевая в течение первых шести лет реализации проекта и в размере 10% с 7-го по 12-й годы. При этом шестилетний период льгот отсчитывается с момента получения первой прибыли по проекту. Если прибыль не появится в течение первых трех лет, то отсчет начнется с четвертого года. Налог на имущество также нулевой в первые шесть лет, а с 7-го по 12-й годы — всего 1,1%. Кроме того, для резидентов особой экономической зоны действует льгота по земельному налогу на участки, на которых реализуется проект, — нулевая ставка в течение пяти лет с момента закрепления права собственности. Страховые взносы на первые семь лет осуществления проекта снижены с 30% до 7,6%. Плюс есть льготы по таможенным платежам на необходимое импортное оборудование.
Как следствие — на сегодняшний день в ОЭЗ Калининградской области зарегистрировано 250 инвестиционных проектов с суммарными заявленными инвестициями 127,3 млрд рублей (учитываются вложения за первые три года реализации проекта). Мы поговорили с пятью местными предпринимателями и руководителями компаний о том, что повлияло на решение открыть бизнес именно в этом регионе, какие выгоды дает ОЭЗ и сложно ли работать с материковой Россией из анклава.
Фактор 1. Финансовые льготы
Дейв Манжер, франко-канадец, приехал в Россию в 1998 году и в 2015 году основал собственную компанию в Подмосковье — производство шоколадных конфет ручной работы. И хотя он задался целью сделать крафтовый шоколад максимально доступным для широкой аудитории, экспортный спрос оказался выше, чем в России. Поэтому в 2018 году Манжер перевез производство в Калининград. Но, помимо близости к Европе, для развития бизнеса очень существенными оказались финансовые льготы. Общие инвестиции в проект уже достигли порядка 110 млн рублей, и инвестиционный период еще не закончен. Выход на окупаемость запланирован на конец сезона 2021–2022 годов.
Дейв Манжер, генеральный директор «Шоколатье D.Munger»:
«Основных причин перевести производство было две. Первая — при ввозе дорогостоящего оборудования в Россию необходимо оплачивать дополнительные 20% НДС и 10% пошлин, что не нужно делать в Калининграде. Для бюджета предприятия при запуске эта разница существеннее, чем расходы на логистику при доставках в Москву. Эти льготы важны и при поставках сырья, в основном для производства шоколада, которое мы ввозим из-за границы.
Вторая причина — льготы по налогу на прибыль и большей части страховых расходов. В других регионах России тоже действуют свободные экономические зоны, но не такого масштаба. Намного проще и дешевле работать в Калининградской области. Кроме того, так как предприятие ориентировано на экспорт, находиться здесь гораздо выгоднее. Экспорт продукции и из Подмосковья позволяет вернуть пошлины и НДС, но за более долгое время, чем в Калининградской области.
Правда, при отправке продукции в Россию возникают сложности — дорогая логистика, граница, таможня, большие сроки ожидания, много накладных расходов. Система государственных субсидий позволяет вернуть часть этих затрат. Но первые три поставки были очень мучительными. Тем не менее я считаю выбор Калининграда стратегически верным. Сейчас мы уже знаем все нюансы, связанные с отправкой продукции в основную часть России, научились с ними работать, но в то же время можем в полной мере вкусить все преимущества свободной экономической зоны региона. Я рад, что период адаптации позади, и всем бизнесменам, которые только присматриваются к Калининграду, советую переезжать в самом начале, пока ваша компания не очень большая».
Фактор 2. Близость к Европе
Для выпуска любых напитков требуются пластиковые бутылки, а это производство в свою очередь нуждается в сырье — пищевом гранулированном полиэтилентерефталате (ПЭТФ). Калининградский «Экопэт» — один из трех европейских заводов, который использует самую современную технологию изготовления ПЭТФ-гранул. Акционеры инвестировали в строительство предприятия 5,5 млрд рублей, оно начало работать в 2011 году. С того момента выручка группы компаний «Экопэт» выросла почти в 3,5 раза — до 15,1 млрд рублей в 2019 году.
Александр Аникеев, генеральный директор «Экопэт»:
«Главная причина, по которой завод строился в Калининграде, — близость к Евросоюзу, до границы с которым всего 30 км. Изначально мы ориентировались именно на европейский рынок и сейчас экспортируем продукцию в Испанию, Польшу, Сербию, Литву, Словакию, Германию, а также в США. Сейчас же на экспорт мы отправляем 20% нашей продукции, а 80% поставляем на внутренний российский рынок (железнодорожным и автомобильным транспортом). Но близость к Европе все равно очень важна: сырье для производства ПЭТФ мы получаем морским транспортом через порты Балтийска и Калининграда.
Еще один существенный плюс — особый правовой и налоговый режим региона. Наибольшее значение для нас имели льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и по земельному налогу. Эти льготы позволяют калининградским предприятиям уже на стадии реализации проекта оказаться в зоне наибольшего благоприятствования. Предприятия могут себе позволить не отвлекать существенные суммы на уплату налогов, а спланировать их на развитие, дополнительные инвестиции, ускоренный выход проекта на окупаемость. Для любого бизнеса важно знать, что он защищен, стабилен и перспективен, а налоговые льготы позволяют этим факторам воплотиться в жизнь.
Инвестиции в строительство завода пока не окупились: мы столкнулись с тем, что с 1 января 2014 года Евросоюз ввел таможенные пошлины на продукт в размере 6,5%, и теперь нам сложно конкурировать с европейскими производителями. А из-за удаленности от материковой части России сложно противостоять и российским конкурентам. Для этого в настоящее время прорабатывается вопрос о работе по схеме толлинга с использованием европейской компании. Но даже если бы мы знали, что Евросоюз введет таможенные пошлины, мы все равно бы построили завод в Калининграде. Просто раньше бы начали думать, как работать в подобных условиях. Да и Евросоюзом мир не ограничивается — есть страны, где таможенные пошлины на наш товар меньше или отсутствуют совсем. Мы ищем такие страны и планируем поставлять туда наш товар».
Фактор 3. Транспортная инфраструктура
Группа компаний «Продукты Питания» — один из лидеров на российском рынке замороженной мясной продукции полной готовности и полуфабрикатов. Компанию основал в Калининграде в 1998 году Стефано Влахович, гражданин Хорватии. Сейчас он — президент НКО «Ассоциация иностранных инвесторов» и глава группы «Продукты Питания». Ее предприятия могут ежемесячно выпускать до 13 000 тонн замороженной готовой продукции и полуфабрикатов, 3,2 млн банок консервов и 3000 тонн мяса птицы. Основная торговая марка — «Золотой петушок» поставляется во все ведущие российские розничные сети, а наггетсы производителя — в одну из крупнейших сетей ресторанов быстрого питания. Выручка за 2019 год составила 7,9 млрд рублей, компания планирует нарастить ее на 30% к 2022 году.
Стефано Влахович, президент группы компаний «Продукты Питания»:
«Важнейшее преимущество нам дает местоположение Калининграда — на половине пути с Запада на Восток и с Востока на Запад, и в городе есть незамерзающий порт. Это позволяет нам экономить на транспортных расходах. Все экспортные поставки осуществляются через порт (даже в такие отдаленные страны, как Марокко и Алжир), а в Россию и соседние с ней государства — фурами и по железной дороге.
Еще одна причина при выборе региона — неудовлетворенный спрос на свежее мясо птицы и полуфабрикаты. В Калининградской области, кроме нас, никто не может обеспечить потребителя мясом кур, охлажденным не более суток назад. В начале работы группы в Калининграде присутствовал в основном импорт. В 2012 году ГК «Продукты Питания» приобрела единственную птицефабрику в области и занялась ее модернизацией и расширением. Всего мы инвестировали в Калининградскую область более 8 млрд рублей. Инвестиции пока полностью не окупились, но мы продолжаем вкладывать в два направления: развитие собственной сырьевой базы и расширение ассортимента готовой продукции на перерабатывающем заводе.
Для нас важную роль играет и режим особой экономической зоны региона. Именно он позволяет продавать продукцию дешевле, так как в конечной цене не заложены импортные пошлины и НДС. Это касается как поставок на российский рынок, так и экспортной продукции. Пожалуй, единственный минус — необходимость таможенного оформления продукции при поставке в Россию. Тем не менее для нас развивать предприятие здесь выгоднее и удобнее, чем было бы в Центральной России».
Фактор 4. Развитый туризм
В 2012 году Михаил Попов возглавил семейный бизнес — основанную отцом компанию «Кенигсбергский марципан», которая поставляла продукцию немецких фабрик в Калининград. Три года спустя он открыл собственную фабрику по производству марципана под брендом Pomatti (названа в честь братьев Поматти, которые в 1809 году первыми в городе стали делать это лакомство). За все время инвестиции в бизнес, включая розничную торговлю, превысили 100 млн рублей, а годовой объем выпуска марципана вырос до 100 тонн. В августе этого года Попов планирует начинать строительство новой фабрики в местном индустриальном парке «Храброво», ввод которой позволит десятикратно расширить мощности Pomatti.
Михаил Попов, владелец компании «Поматти»:
«Я родился и вырос в Калининграде, всегда увлекался его мистической историей, полной тайн и загадок. Меня интересовал вопрос, какими кондитерскими лакомствами был знаменит Кёнигсберг до того, как он стал Калининградом. Так я познакомился с марципаном. Вторая причина, по которой я решил начать дело именно в Калининграде, — желание возродить производство в былой марципановой столице (город считался ею наряду с Любеком на протяжении XIX и первой половины ХХ века). Третья причина — это моя мечта вернуть былую славу вкуснейшему лакомству, которое сохраняет все полезные свойства миндаля.
Регион уникален своей историей, географическим положением и привлекательностью для туристов со всего мира. За прошлый год Калининградскую область посетило более 1,7 млн человек, что на 14% больше, чем годом ранее. То, что бренд Pomatti родом из Калининграда, уже гарантирует часть успеха. Богатая история региона помогает развиваться в комфортных репутационных условиях, архитектурные жемчужины края помогают сделать привлекательной упаковку нашей продукции, а власти региона, развивая туризм, помогают нам в ее реализации.
Одновременно с турпотоком растет и известность марципана. Мы поставляем марципан Pomatti по всей России — от Калининграда до Владивостока. Единственная зарубежная поставка была в 2019 году в Китай, но мы планируем активно выходить на зарубежные рынки после строительства новой фабрики. Если есть желание работать на экспорт, то Калининград в этом отношении максимально удобный регион — развитая дорожно-транспортная инфраструктура, благоприятная среда и государственная поддержка экспортного бизнеса позволяют сократить издержки».
Фактор 5. Личный комфорт
«1С-Битрикс» — технологическая компания, разработчик CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом» и сервиса для управления бизнесом «Битрикс24», в котором зарегистрировано более 7 млн компаний со всего мира — от Нью-Йорка до Сиднея. Компания «Битрикс» была основана в 1998 году Сергеем Рыжиковым вместе с тремя партнерами. В 2007 году они создали совместное предприятие с компанией «1С». И местоположением штаб-квартиры «1С-Битрикс» выбрали Калининград.
Сергей Кулешов, заместитель генерального директора «1С-Битрикс»:
«Калининград — комфортное место для работы и жизни. Сооснователи компании познакомились в Калининграде и продолжают здесь жить и вести бизнес. «1С-Битрикс» — разработчик софта, компания могла бы открыть главный офис в любом городе. Но нашей команде нравится жить и работать в одном из самых западных городов России. А в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Нур-Султане у нас работают представительства.
Близость к морю, мягкие зимы, два часа до Евросоюза — наши HR-преимущества. Мы постоянно ищем талантливых сотрудников из разных регионов России и перевозим их в Калининград. Многие с удовольствием переезжают сюда даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Тут хорошая погода летом и зимой. Некоторые занимаются серфингом — приходят в офис рано утром, а после рабочего дня едут на пляж. Калининград находится близко к Европе — до Евросоюза можно добраться на обычном рейсовом автобусе. В летние месяцы наши сотрудники ездят на велопикники на Балтийское море, до которого всего полчаса пути. А если кому-то хочется провести отпуск на Средиземном море или в любом другом месте в Европе, можно отправиться куда угодно хоть на машине».
Активное развитие бизнеса в регионе, наверное, было бы невозможно без упрощенного порядка администрирования инвестпроектов. Калининградские власти очень заинтересованы в привлечении новых инвестиций и потому оказывают максимальное содействие на всех этапах реализации проектов. В буквальном смысле с самого начала. Для того чтобы определиться с вариантами и перспективами сотрудничества, необязательно ехать на крайний запад России. Детальный обзор основных льгот и преференций для инвесторов и описание порядка получения статуса резидента ОЭЗ представлены на сайте https://investinkaliningrad.ru/. Там же через форму обратной связи или по номеру горячей линии 8-800-444-30-39 можно задать любые вопросы, касающиеся инвестиций в Калининградской области.
* На правах рекламы