Великая страна от Бреста до Чукотки? Хотят ли белорусы объединяться с Россией
В предыдущей статье мы рассмотрели мнения россиян о возможном объединении с Белоруссией. В целом мнения белорусов сходны с опасениями тех россиян, которые считают, что объединение усилит дестабилизацию обстановки в их стране.
По данным независимого белорусского социолога А. Вардомацкого, ситуация в Белоруссии сильно отличается от российской. Если в России сторонники объединения численно преобладают, то в Белоруссии их доля невелика и быстро сокращается.
Так, в декабре 2019 года лишь 13% опрошенных выступали за объединение в форме союзного государства, и 4% считали, что Республика Беларусь должна войти в состав России в качестве субъекта федерации (в сумме 17%). В 2020 году доля сторонников, вероятно, снизилась еще сильнее, поскольку в ходе избирательной кампании не только действующий президент, но и оппозиционные кандидаты объявили себя противниками объединения. В белорусских элитах и в обществе наблюдается почти полный консенсус по данному вопросу.
Вместе с тем, большинство белорусов (75%) хотят, чтобы Белоруссия и Россия были дружественными странами с открытыми границами без виз и таможен. Лишь 7% хотят введения полноценных границ.
Наши интервью в целом подтверждают выводы Вардомацкого. Среди опрошенных белоруссов число сторонников объединения тоже оказалось невелико: 5 человек из 53, причем все в возрасте 60+. Их мнение практически совпадало с тем, что говорили российские сторонники объединения. Для них создание единого государства олицетворяет возврат к СССР и идею объединения славян.
- Я за объединение в одно государство или за самый близкий союз. Так я ощущаю, в моем восприятии Родины нет этой границы (женщина, 71 год, Гомель).
Гораздо более широко среди белорусов распространено мнение, что государства должны быть дружественными странами с открытыми границами. По сути, большинство респондентов выступают за существующий порядок в рамках Таможенного союза.
- Поддерживаю экономическую интеграцию, отсутствие границ, укрепление культурных связей. Объединение не поддерживаю. Белоруссия должна быть независимой (женщина, 67 лет, Брест).
Как и у россиян, аргументы белорусов против объединения более разнообразны, чем аргументы за, однако их спектры заметно различаются.
Националистические аргументы
Если в России националистические настроения в отношении белорусов полностью отсутствуют (преобладает мнение, что русские и белорусы — очень близкие народы), то в Белоруссии такие взгляды существуют.
О распространенности крайних националистических взглядов в Белоруссии судить трудно, однако вот свидетельство российского респондента, преподававшего физику в вузах Гомеля и Минска.
- Я уехала в Москву после того, как в Гомеле меня начал прессовать завкафедрой, предлагая русских вешать слева от дороги, а евреев справа, и кричавший: «Я тебя, русская морда, заставлю лекции на белорусском читать!». И таких было достаточно много. В Минске на экзаменах студенты пытались говорить на белорусском, с учетом, что половины терминов в их языке нет (женщина, 43 года, Москва).
В умеренной форме суждения о том, что белорусы и русские — разные нации, звучали неоднократно.
- Я много езжу по СНГ и общаюсь с людьми. Белорусы ментально далеки от россиян! Мы другие! Поэтому только против! (мужчина, 41 год, Минск).
При объединении Россия установит свои правила
Хотя методы Лукашенко вызывают возражения, переход в российскую юрисдикцию не устраивает белорусов. Государственное устройство и законодательство Белоруссии и России разные. Белорусы не хотят зависеть от решений, принимаемых в Москве.
- Если это произойдет, мы станем заложниками решений Кремля (женщина, 63 года, Минск).
- Россия поставит на управление своих людей. В бизнес придут их люди. У нас ничего не останется (мужчина, 38 лет, Пинск).
Некоторые респонденты говорили о трудностях переходного периода. При этом непонятно, ради чего их терпеть, если результат вряд ли будет позитивным.
- Перемены (считай, издержки) будут, так как изменится законодательная база, а результат получится нулевой, если не отрицательный (мужчина, 55 лет, Минск).
Респонденты, знакомые с деловой сферой, считают, что многие квалифицированные специалисты и бизнесмены покинут страну.
- С высокой вероятностью при объединении предприниматели и IT-отрасль из страны уедут (мужчина, 36 лет, Минск).
Белорусы считают, что в составе России их ждет участь депрессивных российских регионов, о которых у них есть много негативной информации. По их мнению, в независимой стране у них есть шанс на развитие, а в составе России они сделаются захолустьем.
- Белоруссия станет одним из заброшенных регионов России. Я этого не хочу (женщина, 28 лет, Борисов).
Государственная модель России не привлекательна
Экономическая и социальная ситуация в Белоруссии в ряде аспектов лучше, чем в России: работают предприятия, сохранена деревня и сельское хозяйство, страна выглядит более ухоженной, чем Россия. Для белорусов эти позитивные стороны важны. Россия в этом плане не выглядит позитивным образцом. Это ставит под вопрос целесообразность перехода к российской модели государства.
- В России бардак. Какой-то порядок есть только в столицах. И в зонах отдыха на морях. Люди в регионах даже не газифицированы! (женщина, 55 лет, Брест).
В числе мотивов нежелания белорусов объединяться с Россией не последнюю роль играет персональное отношение к Владимиру Путину. Многие считают, что Путин и Лукашенко — одного поля ягоды. Уходить из-под власти Лукашенко для того, чтобы попасть под власть Путина, многие считают нелепостью.
- У нас уже есть свой стратег, Путина не хватало. Он еще хуже, чем Лукашенко (мужчина 59 лет, Минск).
Конфликтность и агрессивность внешней политики России вызывает у белорусов неприятие. Многократно звучало, что они хотят мирной, спокойной жизни. Объединение с Россией вызывает опасение, что они помимо своей воли будут втянуты в конфронтацию с Западом. Объектом агрессии, по их мнению, может стать и сама Белоруссия.
- Путин хапнул Крым, что некрасиво. Теперь лелеет планы точно также поступить с Белоруссией (женщина, 65 лет, Минск).
Респонденты усматривают у Лукашенко и Путина общую черту — отсталость. Мир стремительно меняется, а эти лидеры застряли в прошлой эпохе, не хотят идти в ногу со временем.
- Лукашенко тянет страну назад. Белоруссия уже конкурентоспособна на рынке IT, а он до сих пор ездит по колхозам (мужчина, 34 года, Минск).
- Путин, как Лукашенко, устарел. Нужно идти по пути развития, а не консервации вчерашнего дня (женщина, 40 лет, Минск).
Ориентация на Европу
Архаичность Лукашенко и Путина усиливает ориентацию на европейскую интеграцию. Это не означает, что белорусы хотят разорвать отношения с Россией. Они хотят «дружить» и сотрудничать с Востоком и с Западом, извлекая из этого свою выгоду.
По мнению белорусов, создание единого государства повредит развитию их страны и отбросит назад от европейской интеграции.
- У нас есть хороший шанс пойти по европейскому пути и стать нормальной демократической страной (мужчина, 39 лет, Брест).
Ориентация Белоруссии на Европу усиливается влиянием Польши. В СМИ неоднократно публиковались сведения, что часть Белоруссии больше тяготеет к Польше, чем к России. В нашем опросе такие высказывания не звучали. Однако известно, что в западных областях страны сильны националистические настроения и польское влияние. Силен и демонстрационный эффект экономических успехов Польши, в которую многие белорусы ездят за покупками.
Экономические санкции России против Белоруссии
Профессиональные экономисты говорят о том, что Республика Беларусь критически зависит от России как в плане поставок нефти и газа, так и в плане сбыта продукции. Если Россия устроит экономическую блокаду, возникнет гуманитарная катастрофа.
Простые белорусы в принципе понимают это. Но мнение о том, что Россия предоставляет Белоруссии значительные торговые льготы, они считают сильно преувеличенным.
- Говорят, что нефть и газ Россия продает нам по низким ценам. Но сейчас цены везде упали, почему их считают заниженными? (мужчина, 30 лет, Могилев).
- Я никогда не слышал, чтобы мы продавали товары в Россию по завышенным ценам, получали сверхприбыль. Обычные рыночные цены, никаких дотаций (мужчина, 46 лет, Гродно).
Белорусы осознают, что Россия может устроить торговую блокаду, но высказывают мнение, что экономического смысла в этом нет, а «мстить» Белоруссии не за что.
- Это будет месть со стороны России? А за что? За то, что мы не хотим Лукашенко? Россия с ним уже 20 лет договаривается, так и не договорилась. Зачем его защищать? (женщина, 56 лет, Минск).
Белорусы не примут силового сценария
Вопрос о возможном использовании Россией вооруженной силы и методов гибридной войны по понятным причинам вызывает у белорусов негативную реакцию. Демонстрационный эффект событий в Украине и Грузии очень силен.
- Путин устроил войну в Донбассе. Сколько времени прошло, а все людей убивают. Говорят, всю Украину хочет захватить. И Белоруссию тоже. Не думала, что до такого дойдет (женщина, 48 лет, Могилев).
На вопрос, будут ли белорусы оказывать сопротивление в случае военной интервенции, большинство говорило о мирных протестах. Часто ссылались на Светлану Тихановскую, которая постоянно подчеркивает мирный и безоружный характер своих выступлений. Экстремистские высказывания о партизанской борьбе звучали редко. Вряд ли их следует принимать всерьез (если не произойдет внешнего вмешательства). Однако мирные протесты, скорее всего, будут массовыми и упорными. В результате Россия получит новый нестабильный регион, по масштабам значительно превосходящий Хабаровск.
- Наша сила — мирный протест. Как сейчас против Лукашенко, так будет и против Путина (женщина, 28 лет, Минск).
Выводы
Представления многих россиян о том, что белорусы хотят добровольного объединения государств, очень далеки от действительности.
Главное политическое стремление белорусов — это спокойная, мирная жизнь с перспективой развития. Отсюда стремление к евроинтеграции. Страна должна идти в ногу со временем — такое высказывание часто звучало в наших интервью. Ориентация на Европу поддерживается влиянием Польши, которое сильно медиапространстве и в западных областях Белоруссии.
Белорусы негативно оценивают и политику Лукашенко, и политику Путина. Переход из одной архаичной государственной системы в другую, более агрессивную, не отвечает их чаяниям.
Усиление европейского вектора в политическом сознании белорусов не означает их враждебности к России. Белорусы признают культурную близость народов и важность существующих экономических связей. Отношения в рамках Таможенного союза их полностью устраивают. Они не хотят ни разрыва этих отношений, ни их «углубления».
Если российская власть применит силовые методы для объединения стран, она совершит огромную ошибку. Большинство населения России воспримет такое объединение спокойно, но в Белоруссии оно вызовет массовые протесты. Причем если сегодняшние протесты являются внутренним делом Республики Беларусь, то в случае объединения их вектор будет перенаправлен на Москву. Искусственное объединение стран повлечет за собой усиление националистических настроений в Белоруссии, которые пока еще не очень сильны и не агрессивны.
Присоединение Белоруссии повлечет за собой усиление международных санкций, которые даже в существующем варианте тормозят развитие России и усиливают ее отставание от мировых лидеров. В целом объединение России и Белоруссии повлечет за собой негативные последствия прежде всего для самой России.
Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции