«Нам нужен план новых санкций». Как Вашингтон собирается противостоять России
На слушаниях выступали бывший представитель Госдепартамента и помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд, занимавший аналогичный пост Дэниел Фрид, который также координировал санкционную политику Госдепартамента, и Джек Кин, в прошлом —начальник Генштаба американских вооруженных сил. Как участники заседания предлагают сдерживать «встающую с колен» Россию?
Вводить новые санкции
Нуланд: «Нам нужен план новых болезненных санкций, юридических и нормативных наказаний, скоординированных с союзниками и готовых к применению в случае, если выявятся новые признаки враждебных действий России. Мы не можем ждать, пока преступление свершится, чтобы потом обсуждать, какие у него могут быть последствия».
Фрид: «Применять инструмент санкций нужно мудро. Мы ввели много ограничений, чтобы отреагировать на многие проступки России. Но нам нужно решить, чего мы хотим достичь и что в приоритете. Некоторые санкции доступны уже сейчас. Мы должны бороться с коррумпированными русскими олигархами, близкими к Путину. Нам нужно перекрыть каналы незаконным российским деньгам. Нужно осторожно продвигаться к санкциям против энергетического сектора. Нужно разработать самые сильные ограничения в связи с Украиной и выборами. Приготовьте их! Если русские будут действовать, нам надо ответить мгновенно, и Россия должна знать, что мы готовы. Вместе с тем, мы должны быть готовы снять санкции, если поведение России улучшится».
Кин: «Самая важная задача Конгресса — сохранить санкции против России. Они помогут лишить Путина ресурсов, которые нужны ему для строительства армии. Они помогут бороться с угрозой гибридных войн, лишив Путина средств на покупку влияния в третьих странах».
Наращивать военное присутствие
Нуланд: «Нужно усилить давление в военной сфере, где Россия все больше полагается на ядерное оружие и вкладывает средства в разработку гиперзвукового оружия и кибероружия. Мы должны ответить на нарушение Россией договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности развертыванием наших средств противоракетной обороны в Европе, обговорив это с союзниками по НАТО. Чтобы противостоять ядерным силам, нам нужно поддерживать и усилить учения войск США и НАТО на восточных границах альянса в Балтийском и Черном морях».
Фрид: «Усильте ресурсы НАТО на востоке, улучшите возможности для быстрого развертывания войск и военной инфраструктуры в Европе. Это значит также усиление НАТО и американской системы защиты от киберугроз. Я поддерживаю размещение в Польше дополнительных подразделений и постоянной инфраструктуры НАТО».
Кин: «Нужно усилить силы НАТО в Европе. В частности, особенно важно перебросить две американские танковые бригады в дополнение к тому, что у нас уже есть».
Усилить взаимодействие с союзниками
Нуланд: «Наша главная проблема в противостоянии России — недостаток лидерства, единства и постоянства в построении отношений с Москвой. Это разобщает наших союзников в борьбе со многими угрожающими нашей безопасности действиями Кремля. Это позволяет и Москве сомневаться в том, что мы ценим, что делает желание проверить границы нашей готовности себя защитить еще более сильным».
Фрид: «Нам нужно работать с нашими союзниками и повышать нашу гибкость во взаимодействии».
Кин: «Противодействие российской агрессии требует устойчивого лидерства Америки и сотрудничества с нашими союзниками, чтобы установить прочный механизм предотвращения войны, противодействия агрессии и вместе с тем вовлечения России в обсуждение общих интересов и опасений. В первую очередь, ядерного разоружения».
Усилить армию США
Нуланд: «Нам нужно усилить нашу оборону. Нам придется усилить давление на Москву, вместе с тем предлагая путь к деэскалации, если Кремль изменит курс».
Кин: «Возможности армии США и ее доминирование серьезно размыты. Войны на Ближнем Востоке, сокращения бюджета и секвестрация позволили России и Китаю получить технологическое преимущество. В некотором отношении они действительно нас превосходят».
Предостеречь Россию
Кин: «Сильное заявление могло бы предостеречь Россию от дальнейших враждебных действий. Предполагаемый текст таков: «США и НАТО расценят появление любых российских вооруженных сил, независимо от того, в форме или нет, и включая частные военные компании, в любой из стран-членов НАТО как нападение и придут на помощь участникам альянса». Мы должны сказать Путину, что мы поместим смертоносное оружие на его задний двор на Украине. Разговор с Владимиром Путиным должен строиться так: «Владимир, ты вторгаешься в западное полушарие [в Венесуэле] — я оказываю военную помощь Украине. Я не остановлюсь, пока ты не уйдешь из Венесуэлы».
Разговаривать с Кремлем
Нуланд: «В качестве пряника нам нужно построить серьезный и устойчивый диалог с Москвой, предложить снятие санкций и перспективу даже, возможно, сотрудничества. <...> Мы не должны рассматривать Россию как заклятого врага. Американцы не хотят этого, россияне не хотят этого. Чего мы не знаем и что должны проверить, это насколько Путин действительно хочет улучшить отношения. Вполне может быть, что его психология и лидерская модель слишком зависят от наличия врага за рубежом. Нам нужно приготовиться к, возможно, долгой игре, которая переживет Путина».
Фрид: «Нужно строить взаимодействие с Россией там, где наши интересы пересекаются. Например, насчет КНДР или распространения оружия массового поражения».
Разговаривать с россиянами
Нуланд: «Нам нужно не забывать разговаривать напрямую с гражданами России, которые очень устали от того, что их власти занимаются Украиной, Сирией и новым оружием в ущерб школам, больницам и рабочим местам в самой России, а также от коррупции, разлагающей страну. Мы должны рассказать россиянам о цене милитаризации, проводимой Путиным. Они должны знать, куда ушло богатство их страны. Нам нужно продумать свои меры, что поставить Путина напротив его собственного электората и показать его недостатки на внутренней арене».
Поддержать Зеленского
Кин: «Россия попытается манипулировать новым неопытным президентом [Владимиром] Зеленским. И, надеюсь, не станет втягивать его на путь нормализации отношений с Россией, чтобы помочь украинской экономике, успокоить олигархов и получить российские деньги. Европа и США должны поддержать Зеленского в его борьбе с коррупцией и усилении экономики. Также мы должны помочь ему с военным потенциалом страны».