Юрий Шефлер: в Лондоне с налогами будет еще лучше, чем раньше
— Вы сейчас в Лондоне?
— Нет, я в Риге [там производится водка Stolichnaya], но, как британец, я проголосовал за ЕС.
— Вы сильно расстроены результатами референдума? Как на Вас лично отразится решение большинства?
— На мне это никак не отразится. И для Британии, думаю, хуже не будет. Когда спадет ненужная шумиха, утихнет скандал, все в итоге будет гораздо лучше. Важно, что британцы смогут более оперативно принимать любые решения. Когда все успокоится, они сядут за стол переговоров и будут два года торговаться об условиях выхода, о том, какие договоры подпишут. Выход Британии из ЕС, думаю, будет чисто юридическим, а по факту этого не произойдет. Они договорятся и по рынку, и по финансам, выторгуют такие условия, которые будут выгодны и Великобритании, и ЕС. Думаю, Британия получит все, что хочет. За всю историю отношений, даже когда британцы с французами воевали, они же все равно по факту всегда договаривались. В этом плане ничего не меняется.
— Но вы голосовали за то, чтобы остаться в ЕС…
— Да, чисто с прагматической точки зрения. Я понимал, что в обратном случае придется переписывать все соглашения. Свободный рынок есть свободный рынок. Как бизнесмен, я голосовал за ЕС, чтобы не было никакого стресса, чтобы осталось свободное передвижение товаров, рабочей силы, финансов. Сейчас это все нужно будет регулировать отдельными соглашениями.
— Вы сказали: «Когда все утрясется». Хотелось бы понять, сколько времени на это потребуется?
— Рынки, думаю, успокоятся быстро, через две-три недели вернутся на прежний уровень.
— И валюта вернется?
— Валюта вернется. Не сразу, но вернется. Фунт будет даже дороже. Скоро про Brexit забудут, на рынки начнут влиять президентские выборы в Америке, американский долг, ставка ФРС и другие факторы.
— Статус европейского финансового центра Лондон не потеряет?
— Нет, думаю, договорятся. В итоге Британия превратится в некий европейский офшор, куда потекут средства.
— Международные компании, говорят, будут переводить свои финансовые центры из Лондона в Швейцарию, Германию или Сингапур…
— Какие-то последствия, вызванные адреналином, конечно будут. Но британцы всегда очень консервативны и прагматичны, они все отрегулируют и обо всем договорятся. Все, что есть сейчас, останется, с небольшими поправками. Да и где сейчас бизнесу лучше? Во Франции или Германии?
— Там с налогами хуже дела обстоят.
— Вот вы сами и ответили. А в Лондоне с налогами, думаю, будет еще лучше, чем раньше. Британцы, понимая что у них будет небольшое ослабление позиций по европейскому рынку, опять начнут тему с non-domiciled [льготным налогообложением резидентов UK, имеющих основной дом за границей, - прим. Forbes], начнут заманивать капиталы. Будут еще более выгодные условия предлагать. Раньше на них Еврокомиссия давила, чтобы они отменяли все эти льготы, а сейчас консерваторы с новой силой начнут какие-то поблажки для мирового бизнеса и для финансов делать. Это естественно - они сами боятся. Думаю, все будет хорошо.
— Кризиса не ждете?
— Нет, не жду.
— А падения рынка недвижимости?
— Тоже нет. В краткосрочной перспективе будет, но в долгосрочной, наоборот будут хорошие условия, и все опять поедут в Англию.