К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новостные агрегаторы могут отказаться от интернет-СМИ без регистрации

Фото Юрий Смитюк / ТАСС
Фото Юрий Смитюк / ТАСС
Новостным агрегаторам разрешат не проверять достоверность каждой новости. Но для этого им придется работать только с зарегистрированными интернет-СМИ

Новостные агрегаторы в России смогут продолжить свою работу, если парламент внесет подготовленные председателем думского комитета по информационной политике Леонидом Левиным поправки в уже прошедший первое чтение законопроект, определяющий правила работы агрегаторов.

Эти поправки отменяют самое скандальное правило — обязанность агрегаторов проверять достоверность всей размещаемой ими информации, рассказал Левин в интервью РБК. Это технически невозможно: «Яндекс.Новости» ежедневно индексирует более ста тысяч новостных сообщений, которые генерируют около семи тысяч интернет-СМИ. При этом «Яндекс.Новости» — не СМИ, он работает автоматически, у него нет редакции и возможности проверять достоверность сообщаемой информации, объяснял в феврале директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков.

Агрегаторам дали надежду

Свою позицию «Яндекс» сформулировал предельно четко: «Если законопроект предполагает возложить на новостные агрегаторы обязанности СМИ в полном объеме, сервис «Яндекс.Новости» в текущем виде существовать не сможет». Аналогичные мнения высказывали представители и других агрегаторов. Законопроект раскритиковало и Минкомсвязи.

 

Поправки Левина, если они будут учтены, позволят агрегаторам и дальше работать в нынешнем режиме, если они будут использовать выдержки статей из официально зарегистрированных Роскомнадзором интернет-СМИ. Логику таких поправок депутат объяснил во время обсуждения Госдумой законопроекта в апреле этого года: по его словам, официально зарегистрированные медиа уже в соответствии с законом о СМИ осуществляют проверку достоверности информации, поэтому повторная проверка со стороны агрегаторов попросту излишняя.

Предлагаемые Левиным поправки вводят и другие послабления: предполагается, что владельцем агрегаторов могут быть как резиденты, так и нерезиденты (текст, принятый в первом чтении, предполагает, что иностранцам может принадлежать не более 20% в компании-агрегаторе); агрегаторам придется лишь в течение полугода сохранять использованные ими ссылки; снижена и сумма штрафов за неисполнение требований Роскомнадзора. Депутат предполагает, что нововведения будут учтены при рассмотрении законопроекта во втором чтении 7 июня, а целиком документ будет одобрен до окончания текущей сессии — то есть в ближайшие два месяца. В случае принятия закон начнет действовать с 1 января 2017 года.

 

Регистрация или трафик

Под действие законопроекта могут подпасть до 30 крупных компаний, причем не только поисковики, располагающие собственными агрегаторами, и собственно агрегаторы, такие как «Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler, но и социальные сети — «ВКонтакте», Facebook, Twitter, рассказывал «Коммерсантъ».

Теперь проблемы возникнут уже не у агрегаторов, а у издателей — ведь, как выяснил Forbes, очень многие интернет-ресурсы работают без официальной регистрации в качестве СМИ. Доля таких ресурсов в общей массе существенна — это и ряд крупных ресурсов, таких как Sports.ru, и многие небольшие интернет-СМИ, рассказал Forbes руководитель интернет-агрегатора SMI2 Павел Власов-Мрдуляш. Без регистрации действительно работают очень многие интернет-СМИ, подтверждает источник, близкий к «Яндексу».

Судя по базе зарегистрированных СМИ Роскомнадзора, не имеют регистрации, например, такие крупные интернет-ресурсы, как сайт «Первого канала», Vesti.ru (входит в группу ВГТРК), NewsRU.com. Не нашлось в базе и небольших и узкопрофильных СМИ, например, «Такие дела», «Арзамас», TJournal, vc.ru, Breaking Mad, Slump, «Блог Толкователя», «Батенька, да вы трансформер».

 

quote_block node/293055Владельцам этих сайтов придется или получать лицензию, или отказываться от работы с интернет-агрегаторами. «Яндекс.Новостям» придется прекратить работу с не зарегистрированными в России СМИ, заявила руководитель «Яндекс.Новостей» Татьяна Исаева. Именно этот агрегатор приносит российским СМИ около 25% всех посетителей, еще до нескольких процентов приходится на другие интернет-агрегаторы — Google News, «Рамблер/Новости», «Новости mail.ru», подсчитывали «Ведомости». Об отказе работать с не имеющими официальной регистрации медиа говорит и Павел Власов-Мрдуляш из SMI2 — правда, отмечает он, сперва нужно дождаться принятия закона и проанализировать правоприменительную практику.

Проблема с иностранцами

До сих пор многие издатели не видели смысла в регистрации своих СМИ: закон этого не требовал, практически никаких преимуществ от получения официального статуса они не получали, зато были бы вынуждены брать на себя дополнительные обязательства — например, по оформлению рекламных материалов, порядку размещения поправок и опровержений и так далее, объяснил Forbes юрист одного из российских медиахолдингов.

Однако сейчас многие интернет-СМИ явно предпочтут получить лицензии — для них потеря четверти посетителей будет очень болезненной, рассказал Forbes руководитель digital-направления в одном из крупных издательских домов России. Тем более что порядок получения лицензий фактически уведомительный, никаких сложностей у них возникнуть не должно, говорит он. Если издатель подает полный пакет документов, и сами документы не содержат ошибок, то Роскомнадзор обязан выдать свидетельство о регистрации в течение месяца, подтвердил представитель этого ведомства Вадим Ампелонский.

У кого могут возникнуть проблемы, так это у российских СМИ, работающих по лицензии западных медиакомпаний, или у интернет-медиа, целиком принадлежащих иностранцам. Последние для получения лицензии должны будут либо снизить свою долю в компании-владельце СМИ до 20%, либо отказаться от работы с интернет-агрегаторами, говорит один из собеседников Forbes.

quote_block node/300673У первых же часто право использования интернет-адресов, по которым расположены интернет-СМИ, принадлежит иностранным лицензиарам. Однако Роскомнадзор при подаче заявления на регистрацию интернет-СМИ также требует справки о том, что издателю принадлежат и права на используемый домен. «Если такие права прямо не прописаны в лицензионном соглашении, то российскому лицензиату придется как-то договариваться с иностранным лицензиаром и прописывать соответствующие права в дополнительном соглашении. Это вполне возможно, однако может потребовать значительного количества времени», — рассказывает он. Некоторые СМИ могут просто не успеть это сделать.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+