От чертежа до опытного образца: как российская авиационная промышленность создавала новый лайнер

В Иркутске состоялась презентация нового самолета МС-21 (магистральный самолет XXI века). Это первая почти за десятилетие принципиально новая разработка отечественного авиапрома: предыдущая новинка — региональный самолет Sukhoi SuperJet — была впервые представлена в 2007 году. В отличие от «Суперджета» МС-21 — это среднемагистральный самолет дальностью полетов до 6000 км и вместимостью от 135 до 211 кресел в зависимости от модели, поэтому он может конкурировать с самолетами линейки А320 и Boeing 737.
Разработка самолета МС-21 велась с начала «нулевых». В 2003 году частная компания «Иркут» и ее партнеры КБ им. А.С. Яковлева и КБ им. С.В. Ильюшина выиграли тендер Росавиакосмоса на создание среднемагистрального самолета на замену Ту-154 и Як-42.
В 2003 году гендиректор лизинговой компании «Ильюшин финанс» Александр Рубцов оценивал затраты на создание МС-21 в $460 млн. В 2014 году Минпромторг оценил общие затраты в 164 млрд рублей. В этом году прозвучала новая цифра: по словам зампреда комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, государство вложило в создание самолета 75 млрд рублей.
Презентация самолета не раз переносилась. Предполагалось, что она состоится в 2015 году. «Что сказать? Круто!» — такими словами премьер-министр Дмитрий Медведев приветствовал сегодня иркутских авиастроителей. По его словам, «государств, у которых развито авиастроение, очень немного, это, что называется, высшая лига, и мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть».
Конструкторы сразу же ставили задачу обойти по некоторым характеристикам аналогичные модели линеек А320 и Boeing 737: больше комфорта для пассажиров (более широкий фюзеляж, более широкие кресла) и привлекательная экономика эксплуатации. Производитель заявляет, что по топливной эффективности самолет превосходит западные аналоги. Каталожная цена МС-21 — $90 млн (А320 и Boeing 737 — от $100 млн).
Предполагалось, что самолет получит название Як-242, поскольку первоначально за основу для его создания была взята разработка 1990-х годов — модель Як-242, которая, в свою очередь, представляла собой усовершенствованную версию советского Як-42. Но в процессе создания лайнера конструкторы далеко отошли от наработок по Як-242. Так что у самолета остается название МС-21, заявленное еще в 2003 году, а первая модель была названа в честь конструктора Александра Яковлева.
В презентации МС-21 участвовал гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов (на фото). Ранее в прошлом году он заявлял, что разрабатываемый пассажирский самолет МС-21 на первом этапе будет оснащаться иностранными двигателями (американская силовая установка Pratt & Whitney 1400), с 2018 года планируется заменить их на российский ПД-14.
Сейчас двигатель ПД-14 проходит испытания. Первые двигатели ПД-14 для испытаний МС-21 будут поставлены корпорации «Иркут» до конца 2017 года, сообщил RNS в Иркутске представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех»). Производственные и инвестиционные программы предполагают выход на проектную мощность порядка 20 двигателей ПД-14 в год к 2020 году и постепенное ее наращивание к 2023 году — примерно до 50 изделий в год.
В презентации участвовала модель МС-21-300. Она рассчитана на перевозку от 163 до 211 пассажиров на 6000 кмв (при максимальной загрузке). Еще одна модель — менее вместительный МС-21-200 — сможет перевозить от 132 до 165 пассажиров на 6400 км (при максимальной загрузке).
Первый полет МС-21-300 состоится по итогам наземной отработки на летно-испытательной станции в декабре этого года — феврале 2017 года. Сертификат самолет намерен получить в конце 2018 года. Первая поставка самолетов МС-21-300 заказчику запланирована на то же время.
Сейчас у корпорации «Иркут» есть «твердые» заказы на 175 лайнеров, «мягкие» (соглашения о намерениях) — еще на 100 новейших самолетов. Как и в случае с «Суперджетом», «Аэрофлот» — стартовый заказчик новых самолетов МС-21. Национальная авиакомпания собирается приобрести 50 лайнеров.