ФСБ впервые использовала декларацию предпринимателя, которую он подал для амнистии капитала, в уголовном деле против него. Минфин обещал, что бизнесмены могут смело пользоваться амнистией и не бояться, что их начнут кошмарить силовики. Теперь же создается опасный прецедент, который несет угрозу другим желающим легализовать свои активы бизнесменам, предупреждают эксперты
Федеральная служба безопасности (ФСБ) использовала декларацию об амнистии в уголовном деле против Валерия Израйлита, совладельца компании «Усть-Луга», которая строила одноименный порт в Санкт-Петербурге, узнали «Ведомости».
Израйлит был арестован в декабре 2016 года. Обвинение утверждает, что он входил в преступную группу, которая экономила на поставках некачественных труб при строительстве порта, а деньги выводила за границу, указывает газета. ФСБ стало известно, что Израйлит подал декларацию в начале 2016 года, суд разрешил службе провести выемку документа в налоговой, заявила «Ведомостям» одна из адвокатов Израйлита — Виктория Бурковская, партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Содержание декларации было отражено в обвинительном заключении. Израйлит задекларировал контролируемые им иностранные компании, квартиру в Лондоне, акции, банковские счета, пишут «Ведомости». Это стало поводом для обвинения Израйлита в выводе средств за границу по подложным документам (статья 193.1 Уголовного кодекса), легализации полученных преступным путем средств (статья 174.1 УК) и в особо крупном мошенничестве (статья 159 УК). Следствие использовало декларацию как доказательство по первым двум статьям.
Закон о добровольном декларировании активов и счетов запрещает следствию делать это, считают адвокаты Израйлита. Хотя амнистия освобождает бизнесмена от ответственности только за некоторые прошлые нарушения, гарантии распространяются на любые уголовные дела, утверждают защитники. Суд с этим не согласен: 20 сентября он отклонил ходатайство стороны обвиняемого. Пресс-служба судов Санкт-Петербурга только подтвердила газете, что дело на этапе предварительных слушаний. Представители налоговой службы, ФСБ и прокуратуры Санкт-Петербурга не ответили на запрос газеты. Представитель первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова не смог прокомментировать вопрос. Силуанов заверял, что бизнес может без опаски пользоваться амнистией капитала: «Вопрос доверия — а вдруг информация о наших зарегистрированных компаниях, счетах попадет в СМИ, нас начнет кошмарить правоохранительная система. Этого не произошло», — говорил он в прошлом году.
Использование деклараций об амнистии в уголовном деле — опасный прецедент, полагают опрошенные газетой эксперты. Похоже, после выхода статьи «Ведомостей» многие из тех, кто поверил обещаниям властей, уже будут лететь за границу, иронизирует консультант, чьи клиенты активно сдавали специальные декларации в ФНС. Суд грубо нарушил закон об амнистии, считает большинство собеседников издания. Гарантии не использовать декларации в качестве доказательств распространяются на любые составы преступлений, уверен партнер «Коблев и партнеры» Руслан Коблев. Другие специалисты уверены, что суд имеет право создать опасный прецедент. Логика суда понятна: человек обвиняется в том, что не упомянуто в законе об амнистии, поэтому декларацию можно использовать, говорит управляющий партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев. В этом случае амнистия теряет всякий смысл и, напротив, создает риски, возразила партнер KPMG Анна Воронкова. Неназванный консультант сказал изданию, что в законе об амнистии много пробелов, и бизнес решился легализоваться только из-за гарантий властей, что декларации не используют против них. Бизнес опасался как раз применения деклараций в делах о мошенничестве, напомнила Воронкова.
Федеральный чиновник сказал «Ведомостям», что это единичный случай.
Амнистия капиталов началась в 2015 году и продлилась 1 год. Затем были еще две волны: одна прошла в 2018-2019 годах, третья началась 1 июня 2019 года и продлится по 29 февраля 2020 года.