Правительство может упростить условия предоставления средств на благотворительность для российского бизнеса. В среду на сайте Минэкономразвития был опубликован проект поправок в Налоговый кодекс, разрешающих компаниям включать пожертвования в статью «внереализационные расходы».
Это означает, что бизнесу удастся избавиться от необходимости согласовывать решения о направлении средств на благотворительность — в настоящий момент деньги на эти нужны менеджмент имеет право изымать исключительно из чистой прибыли, распределение которой контролируется акционерами.
Речь идет о пожертвованиях в адрес не только благотворительных, но и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также НКО в сферах науки, культуры, спорта, образования и здравоохранения. Совокупный объем пожертвований, согласно инициативе Минэкономразвития, не должен превышать 10% налогооблагаемой прибыли компании.
Новые правила, призванные стимулировать бизнес к наращиванию благотворительных расходов, ведомство предлагает ввести с начала следующего года.
Против поправок в их нынешнем виде, по сведениям газеты «Коммерсантъ», выступает Министерство финансов. Ведомство Антона Силуанова считает, что снятие фискальных барьеров с предпринимателей приведет к сокращению поступлений в бюджет от налога на прибыль. Так, в 2011 году из 150 млрд рублей (оценка РСПП), направленных корпоративным сектором на благотворительность, государство в случае реализации законопроекта МЭР не получило бы 30 млрд.
У Минфина и Минэкономразвития разные подходы к вопросу корпоративной благотворительности, объясняет юрист компании «Налоговик» Марина Емельянцева. Основные риски в случае реализации инициативы МЭР несут региональные бюджеты, напоминает эксперт. Если по федеральному бюджету ставка налога на прибыль составляет всего 2%, то по субъектам Федерации — не ниже 13,5%. И хотя реальные потери консолидированного бюджета, по всей вероятности, в любом случае будут несущественны, настороженность ведомства Силуанова понятна, говорит Емельянцева.
Есть и другой риск: выведение вопроса расходования средств из-под акционеров не позволит неравнодушным миноритариям, таким как Алексей Навальный, добиваться от компаний большей прозрачности. Одновременно в компетенции менеджмента оказываются еще более внушительные финансовые потоки, поэтому особую актуальность приобретает вопрос доверия к руководителям, отмечает эксперт.
Позитивный эффект в случае перевода благотворительных трат в расходы будет заключаться в том, что большие объемы средств будут напрямую переводиться бизнесом на социальные проекты. Судьба же расходования этих денег в случае их поступления в бюджет через налоги неизвестна, констатирует собеседница Forbes.
Рекордсменом по меценатским тратам в 2011 году стала «Роснефть». Компания сообщила о направлении на благотворительность 12,66 млрд рублей. Не отставали и другие госгиганты, прежде всего представители ТЭКа. Так, у «Газпрома» эта цифра составила 6,1 млрд рублей (в 2010 году — 12,3 млрд), у «РусГидро» — 1,1 млрд, у ФСК ЕЭС — 147,5 млн рублей. Последние две компании, как и «Роснефть», активно участвовали в социальных проектах в предвыборный период, много внимания уделив Ставрополью — региону, где «Единую Россию» на думские выборы вел бывший куратор ТЭКа в правительстве Игорь Сечин.
Экс-лидер рейтинга самых щедрых благотворителей «Транснефть» в прошлом году выделила на эти цели 6,7 млрд рублей (5,5 млрд из них — фонду «Константиновский» на строительство океанариума на острове Русский во Владивостоке). С трубопроводной монополией связан самый громкий «меценатский» скандал: миноритарий Алексей Навальный долгое время добивался раскрытия компанией статей расходования средств. В 2007 году из рекордных на тот момент для России 7,2 млрд рублей внушительные суммы получили фонды, близкие к спецслужбам (к примеру, фонд «Кремль-9», специализирующийся на поддержке ветеранов ФСО). После разгоревшегося скандала «Транснефть» на несколько лет приостановила публикацию имен получателей помощи и прервала обет молчания лишь в текущем году.