Barclays назначил ответственных за манипуляции
Главный исполнительный директор Barclays Боб Даймонд во вторник официально подал в отставку. Свой пост топ-менеджер покидает вслед за председателем совета директоров банка Маркусом Эджиусом. Отставка Даймонда вступает в силу незамедлительно, говорится в пресс-релизе Barclays.
Еще накануне 60-летний глава банка, возглавлявший кредитную организацию с начала 2011 года, в письме парламенту Великобритании утверждал, что не планирует «отказываться от исполнения своих обязанностей». Кадровые перемены спровоцированы скандалом, связанным с примененными к Barclays санкциями за манипулирование межбанковскими процентными ставками LIBOR и EURIBOR.
Эджиус, об уходе которого Barclays объявил в понедельник, формально продолжит руководить деятельностью совета директоров до подбора своего преемника и будет координировать назначение нового CEO. Поиск нового главы банка будет вестись как среди внутренних, так и среди внешних кандидатов, отмечается в сообщении. Эджиус занимал пост председателя совета директоров Barclays с 2007 года. Он имеет репутацию умелого управленца: под его руководством банк прошел через кризис, не прибегнув, в отличие от многих конкурентов, к прямой помощи государства.
Даймонд, процитированный в пресс-релизе, отметил, что на протяжении всех 16 лет карьеры в Barclays концентрировался на построении инвестбанковского бизнеса «международного уровня». Топ-менеджер признался, что решение об отставке стало самым сложным для него за все время работы в кредитной организации. «Давление на Barclays извне достигло уровня, при котором стало угрожать ущербом нашему бренду. Этого я допустить не могу», — подчеркнул он.
Как напоминает агентство Bloomberg, отставки руководства Barclays связаны со штрафами на общую сумму £290 млн ($453 млн) за незаконные манипуляции со ставками. Санкции к банку применили британские и американские регуляторы. «Для руководства Barclays настал момент действовать решительно и в условиях обструкции принимать персональную ответственность, — говорит аналитик лондонской Mediobanca SpA Кристофер Уилер. — Отставки позволяют банку выиграть время. Теперь приоритет в том, чтобы подыскать нового CEO, не ассоциирующегося со скандалом».
Даймонд вместе с еще двумя топ-менеджерами Barclays после того, как информация о наказании стала публичной, добровольно отказались от бонусов за 2012 год, признав «коллективную ответственность» за допущенные нарушения. В комментарии по поводу своего ухода глава банка констатировал, что «глубоко разочарован» ложным впечатлением общественности о кредитной организации и ее сотрудниках как о причастных к манипуляциям.
Министр финансов Британии Джордж Осборн отставку Даймонда расценил как «верное решение». «Необходимо, чтобы Barclays вновь сфокусировался на кредитовании экономики страны, а не отвлекался на поиски виновных», — подчеркнул глава Минфина.
Даймонд с момента прихода в Barclays в 1996 году занимался работой подразделения по управлению ценными бумагами Barclays Capital и в 2010 году вышел из тени предыдущего главного управляющего директора Джона Варли. Первую волну критики банкиру пришлось пережить тогда же: еврокоммиссар по торговле Питер Мендельсон окрестил нового руководителя Barclays «неприемлемым лицом индустрии» за чрезмерные финансовые аппетиты топ-менеджера. В прошлом году Даймонд стал самым высокооплачиваемым CEO в Британии с вознаграждением £12 млн. В январе 2011 года во время выступления в парламенте он объявил, что время «извинений и покаяний» банков прошло. Слова Даймонда спровоцировали политический скандал.
С 27 июня — дня урегулирования спора Barclays с финансовыми властями — его акции подешевели более чем на 15%. Утром во вторник бумаги корректируются «вверх» на 0,95% при общем росте индекса FTSE на 0,25%.
Британский банк стал первым из группы глобальных игроков, снявшим претензии регуляторов выплатой штрафа. Среди других «подозреваемых», расследования в отношении которых продолжаются, — Citigroup, Deutsche Bank, HSBC, JPMorgan Chase, Royal Bank of Scotland и UBS.
Лондонская межбанковская ставка предложения LIBOR используется для определения ставок по ипотечным и автомобильным кредитам, а также ставок корпоративных облигаций и некоторых деривативов. Уровень LIBOR определяется на основе данных о ставках, ежедневно предоставляемых членами Ассоциации британских банков. В ходе расследования регуляторы выясняют, предпринимали ли банки попытки преднамеренно исказить ставку, подавая неверные данные в ходе кризиса. В частности, не исключено, что банки занижали подаваемые данные о ставках, чтобы казаться менее рискованными по сравнению с конкурентами.
Barclays разъяснял, что в период с 2007-го по 2009 годы действительно обнародовал заниженные котировки привлекаемых на межбанковском рынке займов. Расчет LIBOR в Британии проводит местная банковская ассоциация, которая аккумулирует данные от 16 кредитных учреждений. Слишком высокая ставка способна вызвать у инвесторов сомнения в финансовой устойчивости банка, поэтому Barclays и решился на искажение сведений. При этом кредитная организация заверяла, что аналогичным образом действовали и ее конкуренты.