Microsoft проиграла битву за интернет
Microsoft Corp. после закрытия фондовых площадок в США в понедельник объявила о списании средств убыточного интернет-подразделения в объеме $6,2 млрд. Как пишет во вторник газета Financial Times, потери американской корпорации связаны, в первую очередь, с покупкой в 2007 году компании aQuantive, специализирующейся на онлайн-рекламе. Сумма той сделки практически совпадает с объемом списаний — $6,3 млрд — и до прошлого года оставалась крупнейшим для Microsoft поглощением (новый рекорд — $8,5 млрд — был установлен с приобретением сервиса Skype).
Согласно принятым стандартам финансовой отчетности, американские компании должны каждый год осуществлять мониторинг эффективности бизнес-операций и инвестиций в рамках каждого подразделения своего бизнеса.
В случае если решение не оправдало ожиданий — к примеру, если сумма сделки по поглощению оказалась существенно выше базовой стоимости активов приобретаемого бизнеса и не принесла доходов, — участники рынка обязаны добровольно скорректировать прибыль, чтобы не вводить в заблуждение акционеров. Термин goodwill impairment, используемый для обозначения этого процесса, отражает обесценивание инвестиций.
Рынок отреагировал на действие Microsoft как на признание поражения в борьбе с Google за рынок онлайн-рекламы, в которую софтверный гигант пытался включиться пять лет назад. Списанием корпорация де-факто констатирует, что более не прогнозирует роста и прибыли от деятельности интернет-подразделения.
За подобной формулировкой скрывается признание того факта, что заплаченная за aQuantive сумма оказалась явно завышенной, а сама сделка не оправдала ожиданий Microsoft, отмечает MarketWatch.
По оценкам Уолл-стрит, списания такого объема полностью поглотят прибыль Microsoft за IV финансовый квартал, завершившийся 30 июня.
Интернет-подразделение Microsoft на протяжении последних нескольких лет вызывает споры среди акционеров. Работа корпорации в онлайн-сфере приносит постоянный операционный убыток, отражающийся на глобальных финансовых результатах. Даже несмотря на то, что поисковик Bing, созданный компанией, отвоевал долю рынка, достаточную для незначительного дохода от рекламы, успешно конкурировать в сегменте производитель ПО оставался не в состоянии. Интернет-подразделение Microsoft отчиталось о росте выручки на 6% — до $707 млн — в III квартале текущего фингода.
Всего на бесперспективную борьбу с Google у Microsoft ушло почти десять лет и десятки миллиардов долларов инвестиций.
По подсчетам eMarketer Inc., в 2011 году Google контролировала 74% рынка контекстной рекламы в поисковых системах в США, и аналитики ожидают роста показателя до 77,9% в 2012 году. Доля Microsoft (с учетом поиска, выполняемого для Yahoo!) составляла в прошлом году 13,7%, в этом году прогнозируется снижение до 11,5%.
Акции Microsoft подешевели на 1% на дополнительных торгах после закрытия основной сессии в понедельник.