Председатель совета директоров UC Rusal Барри Чьюнг, избранный на этот пост в марте, может уже в августе уступить пост давнему знакомому Владимира Путина, бывшему сотруднику разведки ГДР Маттиасу Варнигу, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на четырех человек, знакомых с ситуацией. Сам Чьюнг отказался комментировать эту новость для Bloomberg, а представитель UC Rusal заявил Forbes, компания «не комментирует рыночные слухи».
Председатель Гонконгской товарной биржи Барри Чьюнг сменил на посту председателя совета директоров крупнейшей в мире алюминиевой компании Виктора Вексельберга, который из-за несогласия с политикой менеджмента и основного акционера Олега Дерипаски хлопнул дверью. Таким образом, менее чем за полгода в компании может трижды смениться глава совета.
После назначения Чьюнг был полон планов помирить акционеров и говорил в интервью Forbes, что не ощущает, будто кресло председателя совета директоров «горячее». Другими словами, не предполагал, что ему придется нелегко. Возможно, он недооценил российскую корпоративную практику.
Чьюнг рассказывал Forbes, что в соответствии с правилами Гонконгской фондовой биржи компания собиралась до конца 2012 года увеличить число независимых директоров до трети.
В соответствии с этим планом Маттиас Варниг и был номинирован в середине мая в совет директоров компании, и 15 июня вошел в него. Его основная должность — управляющий директор Nord Stream AG. По неофициальной информации, он знаком с Владимиром Путиным еще со времен работы в спецслужбах в ГДР (с 1974-го по 1990 год). С 2006 года он возглавляет Nord Stream, строящий крупнейший в Европе газопровод «Северный поток». Варниг также председательствует в совете директоров «Транснефти», входит в советы банка «Россия», «Роснефти» и ВТБ.
Крупнейшим акционером «Русала» является его гендиректор Олег Дерипаска, который через En+ контролирует 47,4% «Русала». Группе «Онэксим» Михаила Прохорова принадлежит 17,0% акций, Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника — 15,8%, международному трейдеру Glencore — 8,75%. Free float составляет около 10,75%.
Холдинг En+ Дерипаски является акционером Гонконгской товарной биржи. En+ приобрел 10% акций торговой площадки в июне 2010 года. IPO «Русала» состоялось в начале 2010 года на Гонконгской фондовой бирже.
Если назначение Маттиаса Варнига — давнего знакомого Владимира Путина, гендиректора Nord Stream и независимого директора нескольких крупных госкомпаний — действительно состоится, это повредит и бренду UC Rusal, и его восприятию на гонконгской бирже, где компания проводила IPO, и впечатлению инвесторов о российском инвестиционном климате, говорит аналитик «Инвесткафе» Павел Емельянцев. По его мнению, такое назначение имело бы не экономические, а политические причины. Речь идет о попытке государства получить инструмент надзора и за советом директоров компании, и за ней самой. Особенно на фоне конфликта основного акционера Олега Дерипаски с миноритариями — в первую очередь, Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника.
По-видимому, полагает аналитик, государство исчерпало другие способы прекратить или хотя бы смягчить противостояние, способное повлиять на целые регионы страны. Емельянцев напоминает, что в декабре прошлого года Дерипаску и Вексельберга пригласили сначала к председателю правительства Путину, а потом — к вице-премьеру Игорю Сечину, и в результате было подписано соглашение об условиях продажи «Русалу» Богословской ТЭЦ, снабжающей электричеством убыточный Богословский алюминиевый завод. Это предприятие, как и некоторые другие алюминиевые активы компании, градообразующее. Падение цен на металл на мировом рынке сделало их нерентабельными, и у компании есть два выхода: либо закрыть их, либо добиться от государства новых преференций.
Сама компания помочь своим предприятиям не сможет: UC Rusal обременен долгами на сумму более $11 млрд, и государство не раз уже его спасло. Так было во время IPO, когда ВЭБ выкупил около трети предложенных на бирже акций; так было и в сентябре прошлого года, когда государственный Сбербанк с легкостью пошел на реструктуризацию кредита на $4,5 млрд и предоставление годичных каникул от выполнения связанных с долгом ковенант. UC Rusal выживает сейчас только за счет господдержки, уверен Емельянцев, и назначение человека близкого к Путину выглядит — со стороны государства — правильным. Однако с точки зрения компании это назначение может привести к отрицательным последствиям, показав, с какой легкостью государство вмешивается в бизнес компании, подрывая ее корпоративную репутацию. В результате инвесторы, уже бегущие из страны, будут еще более настороженно относиться к российским активам.