«Транснефть» просит Путина передать госпакет порта Новороссийска «Роснефти»
«Транснефть» поддерживает идею приватизации ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) в пользу ОАО «Роснефть», которое рассматривает приобретение акций НМТП в качестве своей важнейшей инвестиции.
Такая форма сделки «не только обеспечит поступление в бюджет всей рыночной стоимости 20% акций порта, но и будет гарантировать защиту стратегических интересов РФ, в том числе по развитию производственных комплексов порта», приводит «Интерфакс» выдержки из письма президентов «Транснефти» и «Роснефти» Николая Токарева и Эдуарда Худайнатова на имя премьер-министра Владимира Путина. Оценку актива главы госгигантов предлагают провести с привлечением независимого оценщика.
Компании полагают, что группа «Сумма» (один из акционеров НМТП) и менеджмент порта Роттердам, которые являются партнерами, заинтересованы в установлении полного контроля над Новороссийским портом. Кроме того, частные инвесторы неоднократно заявляли о намерении строительства порта в промышленной зоне города Тяньцзинь (150 км от Пекина), отмечается в обращении. «Данный факт свидетельствует о том, что участие государства в капитале подобных инфраструктурных объектов в первую очередь рассматривается как гарантия обеспечения его стратегических интересов», — подчеркивают Токарев и Худайнатов.
Совместное управление госкомпаний акциями порта позволит обеспечить максимальную синергию от объединения пакетов и будет способствовать полномасштабному развитию его деятельности, отмечают главы двух госгигантов.
В целях максимально эффективного влияния «Роснефти» на деятельность порта посредством получения корпоративных прав, связанных с управлением активом, приобретение находящихся в федеральной собственности 20% акций целесообразнее проводить консолидированно с последующей покупкой 5% акций порта, находящихся у структур ОАО «РЖД», излагают авторы письма свою точку зрения. Президенты «Транснефти» и «Роснефти» просят правительство поддержать совместное предложение компаний о приватизации 20% акций НМТП в пользу нефтяной госкомпании, а также одобрить последующую покупку ею 5% акций у РЖД.
Распоряжением правительства РФ от 24 марта 2011 года в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2011–2013 годы включены 20% принадлежащих государству акций НМТП. Мощности порта задействованы в перевалке нефти и нефтепродуктов, морские терминалы используются, в частности, «Роснефтью» в логистической цепочке поставок. Крупнейшими акционерами порта наравне с государством являются «Транснефть» и группа «Сумма», владеющие через СП 50,1% акций порта. Структурам РЖД принадлежит 5% НМТП. Порт является крупнейшим в России и третьим в Европе оператором по объему грузооборота. НМТП входит в список госкомпаний, пакеты в которых должны быть приватизированы в 2011-2013 гг.
Председатель правительства, по сведениям РИА «Новости», уже поручил Минэкономразвития и Росимуществу рассмотреть позицию «Транснефти» и «Роснефти» и представить собственные предложения. Инициатива Токарева и Худайнатова повторяет январские тезисы вице-премьера, куратора ТЭК Игоря Сечина. Тот в своем письме Путину также просил дать поручение Минэкономразвития совместно с Минэнерго и Минтрансом подготовить и представить в правительство проект решения о реализации акций НМТП в пользу «Роснефти» по цене, определенной независимым оценщиком. Глава МЭР Эльвира Набиуллина выступила против подобного варианта развития событий, из «сечинских» предложений поддержав лишь приватизацию 20% госпакета акций порта с пакетом РЖД.
Худайнатов и Токарев в своем письме возражают скептикам. «В марте 2012 года в различных интернет-изданиях были опубликованы выдержки из интервью генерального директора порта «Роттердам» (Ханса Смитса), активно выступающего против вхождения ОАО «НК «Роснефть» в уставный капитал ОАО «Новороссийский морской торговый порт», — указывают авторы. Смитс действительно заявлял, что в европейской практике не принято, чтобы грузоотправитель имел долю в порту. В то же время топ-менеджер уточнял, что ситуация может коррелироваться с местной спецификой.
В «Сумме» уже опровергли тезис руководителей госкомпаний о планах по установлению контроля над НМТП. По выражению президента инвестиционной группы Александра Винокурова, принцип равного доступа всех нефтедобывающих компаний к инфраструктуре порта будет поставлен под вопрос, если «Роснефть» как один из крупнейших грузоотправителей станет еще и акционером.
На сегодняшний день интересы государства в активе уже защищены правом «золотой акции», напоминают в «Сумме»: это и без того позволяет властям влиять на любые решение в НМТП.