Реформа армии: что сделано при Медведеве
Реформирование Вооруженных сил РФ практически завершено, теперь они в большей степени отвечают современным угрозам. Об этом во вторник заявил президент РФ Дмитрий Медведев на заседании расширенной коллегии Минобороны. «Сразу хотел бы отметить, что реформирование Вооруженных сил практически завершено, большинство частей и соединений готовы приступить к выполнению боевых задач в кратчайшие сроки, оптимизирован состав межвидовых группировок войск, а благодаря новой структуре округов повысилась эффективность планирования и управления их действиями», — сказал Медведев, отметив, что в 2008-2011 годах в войска поставлялись преимущественно современные образцы вооружений и военной техники, их доля увеличилась с 10% до 16%, за этот же период в три раза выросла интенсивность боевой и оперативной подготовки. «Как верховный главнокомандующий, я принял участие во всех ключевых учениях и хочу подчеркнуть, что весь личный состав и руководство Вооруженных сил на деле показали способность решать и тактические, и стратегические задачи. В целом в результате проведенных преобразований мы имеем новые Вооруженные силы, они в куда большей степени отвечают современным угрозам и способны дать ответ на потенциальные угрозы в наш адрес», — сказал президент.
Виталий Цымбал, заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода
Чисто по-человечески я могу понять Дмитрия Анатольевича: он сдает дела президента, он отвечал за силовой блок, в какой-то мере — за военную реформу вместе с министром обороны и ему хочется видеть, что все завершено. Передать это дело новому президенту и верховному главнокомандующему с такими словами — это вполне нормальное желание.
Но если говорить о том, насколько слова Медведева соответствуют действительности, возникает ряд вопросов. Как реформирование может быть завершено, если на переоснащение армии запланированы такие огромные расходы? Если из стран «восьмерки» Россия единственная, где сохранен призыв? Если в воинских частях у нас нового вооружения лишь около 15%? Если из СМИ мы постоянно слышим о проблемах армии? Если у нас только намечен переход на контракт 450 000 военнослужащих — если это только еще предстоит сделать, то как можно говорить, что реформа завершена?
У нас уже были случаи, когда говорили, что дом сдан, строительство завершено, а военнослужащие, которые должны получить квартиры в таких домах, не хотят признавать, что строительство завершено. Так что я думаю, что для следующего президента работенка, связанная с реформой Вооруженных сил, еще останется.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования
Я не думаю, что реформа Вооруженных сил завершена. У российских военнослужащих нет военной обученности, военный потенциал армии близок к нулю. В последние 5 лет в армии отсутствуют военные интеллектуалы, военная интеллигенция, то есть люди, которые окончили военное училище, потом немного послужили, после чего окончили военную академию или Академию Генерального штаба. Мы никак не можем набрать достойных людей для пополнения армии, контрактники бегут — у них нет жилья, им не выплачивают «боевые». И самое главное — у нас до сих пор нет нормального оружия. Где-то в Северо-Кавказском округе — 30%, а в остальных частях не более 10-15% новой техники. И я глубоко сомневаюсь, что даже к 2020 году армия получит новое вооружение. Так что о завершении реформы Вооруженных сил говорить пока не приходится.
Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований
У Медведева заканчивается срок исполнения президентских полномочий, и ему, конечно, хочется сказать, что он завершил работу по реформированию Вооруженных сил. Но серьезная реформа Вооруженных сил у нас началась только после войны с Грузией в августе 2008 года, и на данный момент она не выполнена. То, что мы наблюдаем сейчас, можно назвать лишь попыткой реформирования. Причем многие планы этой реформы еще только обозначены. Но обозначены они не Дмитрием Медведевым, а Владимиром Путиным в его последней статье в «Российской газете». Так что Медведев выдает желаемое за действительное. И то, что сказал в своей статье Путин, говорит о том, что до решения этой задачи еще очень далеко.
В частности, в статье предлагается сохранить численность ВС РФ порядка 1 млн человек. Предлагается также сокращение количества призывников — до 150 000. Но тут есть ряд проблем: контрактникам существенно, в 2-2,5 раза, увеличили зарплату, но это не сняло проблему набора, которого в последнее время практически не существовало. Вторая проблема — это их обучение. И, наконец, главное — как их удержать? Ведь, например, во времена федеральных целевых программ по переходу на контрактный принцип комплектования армии до 80% контрактных солдат и сержантов увольнялось по истечении первого 3-годового контракта. Так что у меня есть сомнения в том, что этот план удастся реализовать.
Второй момент. Многое говорилось о развитии стратегических ядерных сил. Базис для их развития создан. В ближайшее время на вооружение будет принят ракетный комплекс морского базирования «Булава», что обеспечит потенциал морской компоненты стратегических ядерных сил как минимум до 2050 года. То, что у нас сделано по наземному базированию, также обеспечивает потенциал примерно до 2050 года. Но как будет развиваться ситуация с развитием войск воздушно-космической обороны? Здесь у нас очень серьезные проблемы, и пока не видно, будут ли они решены.
Также у нас существуют огромные проблемы в деле военного образованию. И это лишь несколько позиций, вызывающих у меня серьезные сомнения. Так что о завершении реформы Вооруженных сил говорить еще очень преждевременно.