«Присутствие журналистов в совете директоров демонстрировало независимость «Эха»
ОАО «Газпром-Медиа» потребовало досрочной отставки совета директоров радиостанции «Эхо Москвы» и смены состава независимых директоров. Об этом в своем микроблоге Twitter во вторник утром написал главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов.
«Газпром-Медиа (контролирующий акционер «Эха» на 66%) потребовал досрочной отставки совета директоров «Эха» и замены независимых директоров», — подтвердил журналист. По данным Венедиктова, покинуть совет придется ему самому, а также его заместителю Владимиру Варфоломееву.
В новый состав совета от «Эха» предложено войти гендиректору радиостанции Юрию Федутинову. Менеджер уже «получил бумагу» с соответствующим предложением.
С чем может быть связано требование контролирующего акционера «Эха» о смене состава совета директоров радиостанции, пока неизвестно. В «Газпром-Медиа» ситуацию не комментируют.
Венедиктов пояснил, что уход из совета директоров не означает его отставки с поста главного редактора или принципиальных изменений в редакционной политике радиостанции. Согласно уставу «Эха», функции главреда журналист будет исполнять еще на протяжении как минимум двухлетнего срока.
Гендиректор Издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев:
«Речь идет о попытке изменения юридической структуры радиостанции. Устав станции защищает Алексея Венедиктова, и только совет директоров может этот устав изменить. Весьма вероятно, что «Газпром-Медиа» хочет иметь инструмент управления своей станцией, в том числе иметь возможность назначения ее руководящего состава.
На моей памяти уже были подобные атаки на станцию во время разрушения «Медиа-Моста». Именно тогда «Эхо Москвы» выстояло, отстояло свою позицию, потому что помимо юридических разговоров были неформальные беседы, которые обеспечили Венедиктову и власти представление о правилах, которых они придерживаются в отношениях между собой. Тогда же был закреплен инструмент защиты редакции через совет директоров, который сейчас, по-видимому, хотят пересмотреть.
«Эхо Москвы» находится на такой линии критики действующей системы, что, безусловно, система в том или ином виде должна была открыть ответный огонь. Но является ли требование «Газпром-Медиа» о досрочной отставке совета директоров радиостанции таким ответным огнем, сказать пока сложно».
Гендиректор компании «Объединенные медиа» Михаил Бергер:
«В принципе, совет директоров — это корпоративная структура, а не редакционная. Просто на «Эхе Москвы» исторически сложилось, что в совет директоров входят два журналиста. Это связано с ситуацией начала 2000-х и тем, что происходило во время разрушения «Медиа-Моста». С тех пор эта конструкция сохраняется.
Если рассматривать эту ситуацию абстрактно – она выглядит политически нейтрально. Теоретически совет директоров не должен влиять на редакционную политику. С другой стороны, присутствие в совете директоров журналистов было неким символом того, что на радиостанцию никто, даже совет директоров, не может повлиять. Это было своеобразной демонстрацией независимости редакционной политики станции, чем всегда по праву и славилось «Эхо Москвы».
Поэтому нынешнее требование «Газпром-Медиа» о досрочной отставке совета директоров радиостанции носит такой же демонстрационный характер.
Кроме того, меня смущает срочность, с которой это было сделано. Можно было дождаться ежегодного собрания акционеров в июне и спокойно ротировать состав совета. Но та «пожарность», с которой это было сделано, и устоявшаяся специфика совета директоров «Эха Москвы» лишают это решение «Газпром-Медиа» политической нейтральности и предают ему некоторую содержательную особенность. Эти обстоятельства заставляют нас думать о том, что причины такого решения «Газпром-Медиа», в том числе, связаны и с редакционной политикой радиостанции.
Если говорить о возможном смещении Венедиктова с поста главного редактора после этого решения, то я думаю, этого не произойдет. По уставу радиостанции, сейчас совет директоров не может влиять на назначение или увольнение главного редактора (кстати говоря, это большая редкость на российском медиа-рынке). При этом устав редакции принимается собранием редакции, а не советом директоров. И если редакция поддержит Венедиктова, в чем я не сомневаюсь, то она вряд ли примет устав, в котором фактически ключи от квартиры передаются некоему совету директоров.
Поэтому, если сам состав редакции не захочет сменить главного редактора, никакой опасности для Венедиктова я не вижу. И поскольку я хорошо знаю Венедиктова, вряд ли нам стоит ждать каких-то существенных изменений редакционной политики радиостанции».
На январской встрече Владимира Путина с главными редакторами российских СМИ премьер-министр вступил в полемику с Венедиктовым, признавшись, что не обижается на руководство радиостанции за то, что его «поливают поносом с утра до вечера». Глава правительства также упрекнул главного редактора в том, что «Эхо» в начале января дало эфир экспертам, которые «за счет российского налогоплательщика» обслуживают внешнеполитические интересы США.
Пресс-секретарь председателя кабинета министров Дмитрий Песков в беседе с РИА Новости заверил, что перестановки в совете директоров «Эха» не могут быть связаны с критикой Путина, а объясняются, скорее всего, внутрикорпоративными изменениями. «Комментарии нужно получать от владельца — «Газпром-Медиа», — посоветовал представитель премьера.
Он признал, что «ни для кого не секрет, что Путин постоянно был и остается объектом критики на этой радиостанции», но глава правительства «никогда не сетовал на объективную критику, но всегда последовательно сам критиковал радиостанцию за критику неконструктивную, ангажированную и предвзятую». «С сожалением приходится констатировать, что подобная критика зачастую становится доминирующей на «Эхо Москвы», — цитирует Пескова «Интерфакс». По словам пресс-секретаря, такой формат не являлся «препятствием для нормального, делового общения Путина с руководством радиостанции: все знают, что и Путин, и Венедиктов всегда с предельной откровенностью обмениваются мнениями в различных форматах по всем актуальным проблемам».
За прошедший месяц Венедиктов также успел отказаться от роли доверенного лица Путина на предстоящих 4 марта президентских выборах. В интервью изданию Lenta.ru руководитель предвыборного штаба премьера Станислав Говорухин прокомментировал отказ главреда «Эха Москвы» следующим образом: «Правильно он отказался, и не прав Путин, что это делал. Зачем своим врагам предлагать быть доверенным лицом?»
По данным Венедиктова, инициировал перемены в совете директоров не премьер. «Я точно знаю, что такого распоряжения ВВП (Владимир Владимирович Путин) не давал», — написал журналист в «Твиттере» в ходе переписки с политологом Николаем Злобиным.
Радиостанция является закрытым акционерным обществом, 66% акций которого принадлежат «Газпром-Медиа». 34% акций принадлежат журналистскому коллективу, в том числе 18% — самому Венедиктову. В совет директоров ЗАО «Эхо Москвы» входят 4 директора от медиахолдинга, три — от «Эха Москвы» и два независимых директора.
В сообщении на сайте радиостанции говорится, что журналисты-акционеры и «Газпром-Медиа» согласовали список кандидатов в новый совет директоров радиостанции, голосование по нему пройдет 29 марта. При этом коллектив «Эха» выразил недоумение требованием «Газпром-Медиа» о досрочном прекращении полномочий действующего совета.
В едином совместном списке кандидатов сохранился «институт независимых (не связанных с акционерами) директоров». Вместо Евгения Ясина и Александра Маковского независимыми директорами номинированы гендиректор «Связьинвеста», однокурсник Дмитрия Медведева по юрфаку ЛГУ (СПбГУ) Вадим Семенов и бывший глава Лениздата Евгений Трубин. Венедиктов при этом заметил, что вывод Маковского и Ясина его «больше всего задел». «Виноват, не сумел отстоять. Это несправедливо и нечестно», — отметил главред «Эха».
Годовое собрание, где планово должен был смениться совет, ранее было запланировано на июнь. По мнению журналистов радиостанции, решение провести мероприятие досрочно нуждается в пояснении. Коллектив «Эха» не исключает, что таким образом «Газпром-Медиа» отреагировал на критику в адрес радиостанции со стороны Путина.
На наличие политической подоплеки в кадровых переменах указали и удаленные из состава совета Ясин и Маковский. По информации последнего, формально требование о переизбрании совета выдвинул не «Газпром-Медиа», а кто-то из миноритариев радиостанции.
Гендиректор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева уже выступила с инициативой о приобретении доли контролирующего акционера «Эха». Предпринимательница готова обратиться в «Газпром-Медиа» с соответствующей офертой.