Ходорковский дал свидетельские показания по делу экс-главы «дочки» ЮКОСа
В четверг, 2 июня, в Басманном суде Михаил Ходорковский выступил в качестве свидетеля по делу гражданина Испании Антонио Вальдес-Гарсиа, который раньше руководил одной из «дочек» ЮКОСа - компанией «Фаргойл». Об этом сообщает агентство РАПСИ.
Испанский поданный обвиняется в похищении большого объема нефти у добывающих компаний «ЮКОСа» и выручки от ее реализации. Другими фигурантами этого дела являлись экс-директор компании «Ратибор» Владимир Малаховский и бывший замдиректора дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимир Переверзин, которые были приговорены к 11 и 12 годам тюрьмы соответственно.
Вальдес-Гарсиа же скрылся из страны. Сейчас его дело выделено в отдельное производство. По мнению следствия, Вальдес-Гарсия через подконтрольную ему фирмы по искуственно заниженным ценам скупал нефть у «Юганскнефтегаза», «Самаранефтегаза» и «Томскнефти ВНК», а затем перепродавали ее по завышенным ценам.
В ходе своего выступления экс-глава ЮКОСа заявил, что испанец хоть и «являлся самостоятельным руководителем, но лишь в той мере, в какой ему были предоставлены эти полномочия». По словам Ходорковского, Вальдес-Гарсиа не имел возможности совершить инкриминируемые ему действия.
«Сам он отправить нефть на завод не мог, так как НПЗ имеет собственную загрузку. В компании утверждался баланс, который подписывало дочернее предприятия - ее управляющая компания с одной стороны, с другой - ответственные за переработку и сбыт. Чтобы отгрузить нефть, дочерние предприятия должны были получить график и согласие на прием от НПЗ», - рассказал экс-глава ЮКОСа.
Ходорковский также напомнил суду, что, по решению арбитражных судов, НК ЮКОС была признана ответственной за доход за оборот нефти, и с нее были взысканы налоги как с выгодополучателя. Это подтверждает то, что собственником нефти, находящийся в обороте его «дочек», действительно являлся ЮКОС, а не эти компании.
Кроме того, Ходорковский разъяснил суду разницу между ценой на нефть в регионе и на международном уровне. По его словам, цены ЮКОСа не отклонялись от цен других производителей в регионе. «Цены же на международном рынке были намного выше - в два, три, четыре раза, иногда больше. На них не ориентировались», - добавил Ходорковский.