Конституционный суд признал законной систему «Платон»
Конституционный суд России (КС) признал законной функционирование системы «Платон», в рамках которой взимается плата за проезд 12-тонных грузовиков, сообщил «Коммерсантъ». И хотя основное бремя содержания федеральных трасс лежит на государстве, это не исключает возможность возложения дополнительной финансовой нагрузки на «тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует автодороги, существенно ускоряя износ полотна», постановил суд.
Взимаемая с большегрузов плата за проезд «не обладает характеристиками налога», считают судьи КС, она не создает ситуации двойного налогообложения в сочетании с транспортным налогом и акцизом на топливо. Также не является нарушением то, что сбором платы занимается компания «РТ-Инвест», совладельцем которой является сын миллиардера Аркадия Ротенберга Игорь. «Решение общественно значимых задач на основе государственно-частного партнерства с передачей хозяйствующим субъектам определенных государственных полномочий является конституционно допустимым»,— постановил суд.
В Конституционном суде признали, что запуск «Платона» стал «основной финансовой нагрузкой для плательщиков». При этом в суде напомнили, что решением правительства РФ и Госдумы в конце 2015 года на порядок были снижены штрафы за неоплату проезда. «По сути, правительство признало необходимость снижения финансового бремени владельцев большегрузных автомобилей», — сказано в материалах КС.
Законность функционирования системы «Платон» оспорили депутаты от КПРФ. По их мнению, взимание платы в рамках «Платона» «не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности», а сборы с грузоперевозчиков — это новый налог.
Признаки налога, по мнению депутата от КПРФ Юрия Синельщикова, в частности, в том, что деньги владельца грузовика отчуждаются безвозмездно в пользу государства. Платежи такого типа не должны выводиться из-под действия 57-й статьи Конституции, которая гласит: любые налоги могут быть установлены только законом, то есть Налоговым кодексом. В КПРФ также считают, что создано, по сути, двойное налогообложение: владельцы грузовиков уже платят транспортный налог и акциз на топливо.