«Ведомости» рассказали о нежелании бизнеса раскрывать офшорные активы
Российский крупный бизнес пока присматривается к закону о контролируемых иностранных компаниях (КИК), вводящему новый механизм контроля и уплаты налогов с их иностранных активов, и не торопится раскрывать свое имущество в офшорах, пишет в понедельник, 8 февраля, газета «Ведомости» со ссылкой на одного из членов правления бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Прежде чем раскрывать иностранные активы, бизнес хочет посмотреть, как применяется закон, в частности, — как его будут трактовать низовые инспекции, рассказал собеседник издания. Кроме того, бизнес беспокоит необходимость перечислить все иностранное имущество, которым он владеет даже косвенно через российскую компанию. У некоторых описание структуры холдинга занимает 30-40 страниц и допустить утечки этой информации не хочется, объясняет источник. Другой собеседник издания, налоговый консультант, рассказал, что один из его клиентов подал уведомление о контролируемых иностранных компаниях, а региональные низовые инспекции переслали документ в ФСБ.
«Платить налог придется только с 2017 года, поэтому я решил пока подождать и продумать все варианты, возможно, даже сократить нераспределенную прибыль — часть перевести в глубокие офшоры, не обменивающиеся данными с российской налоговой», — поделился с газетой предприниматель, оставшийся анонимным. Если ежегодно платить налог с нераспределенной прибыли, то через несколько лет она просто закончится, объяснил нежелание раскрываться другой крупный предприниматель. «Что же, я должен за несколько лет отдать на налоги всю накопленную прибыль? А если я не хочу вкладывать свой капитал ни в производство, ни в какие-то активы?» — возмутился он.
Крупный бизнес по большей части ничего не открывает, многие пока пытаются понять, доберутся ли налоговики до информации о КИК в офшорах, признал один из чиновников. «Я вижу, что особенно никто не хочет декларировать деньги на счетах офшорных компаний», — подтвердил банкир, специализирующийся на private banking.
Газета также отмечает, что значительная часть членов РСПП стала проводить больше времени за границей: пребывание за рубежом в течение более 183 дней в году позволяет отказаться от российского налогового резидентства.
В то же время закон о КИК начали выполнять публичные люди и компании, и иногда по политическим причинам, пишет газета. В частности, участники списка Forbes Аркадий Ротенберг и Борис Ротенберг теперь напрямую владеют компанией «Стройгазмонтаж», ранее принадлежавшей кипрской Milasi Engineering Ltd. Миллиардер Геннадий Тимченко стал владельцем 99,99% акций холдинговой компании ООО «Волга груп», ранее принадлежавших кипрской Volga Resources Ltd. и люксембургской VRN Sarl. Все трое миллиардеров находятся под западными санкциями. USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров реструктурировала активы, в результате принадлежащие ей контрольные пакеты «Мегафона» и «Металлоинвеста» были переведены в Россию. Крупнейший бенефициар строительной группы ЛСР Андрей Молчанов стал напрямую владеть 57,56% акций компании, до этого они принадлежали офшору AEM Asset Management Ltd. Группа ВТБ направила в ФНС уведомления о наличии у банка КИК, «Газпром» уведомил службу об участии в иностранных организациях в установленные сроки, сообщили их представители. Сбербанк и «Роснефть» на запрос о комментариях не ответили.