В Кремле признали невозможность сохранения прежней монополии «Газпрома»
В правительстве и администрации президента признали, что экспортная монополия «Газпрома» в прежнем виде сохраняться не может, но не согласны выделить газотранспортную систему (ГТС) в отдельную от «Газпрома» компанию, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленного федерального чиновника во вторник, 1 сентября.
По словам собеседника, вопрос назрел в связи с тем, что «Газпром» сейчас единственный, кто остается в выигрыше от девальвационного роста экспортных цен. Ведь у независимых производителей он покупает газ очень дешево, объясняет чиновник.
«В этой системе все связано, реорганизацию сделать очень сложно. Пока это лишь фантазии Минэкономразвития», — заявил собеседник. Он отметил, что, сохранив единый экспортный канал, можно проработать новые правила закупок газа «Газпромом» у независимых по экспортному нетбэку или по какой-то новой формуле.
«Сейчас идея президента «Роснефти» Игоря Сечина о разделении «Газпрома» не рассматривается, хотя она здравая», — рассказал другой высокопоставленный чиновник. «Максимум, на что могут претендовать независимые, — это покупка их газа по нетбэку в рамках агентских соглашений», — заключил он.
22 июля «Роснефть» предложила постепенно отменить монополию «Газпрома» на экспорт газа, а также выделить принадлежащую ему газотранспортную систему в отдельную компанию к 2025 году. По мнению компании, доступ к газотранспортным мощностям и мощностям по хранению должен реализовываться по принципу аукциона или заявок «и базироваться на доступности информации о загрузке газотранспортной системы и ПХГ».
23 июля вице-премьер Аркадий Дворкович после совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева заявил, что структуру «Газпрома» стоит сохранить, но необходимо повысить прозрачность работы структурных подразделений холдинга.
«Ведомости» напоминают, что после этого Минэнерго доработало проект Энергостратегии России до 2035 года. В документе на первом этапе предусматривается дальнейшая либерализация экспорта сжиженного природного газа (СПГ), а на втором — доступ независимых к единому каналу экспорта трубопроводного газа.