Генпрокуратура России в среду отчиталась об итогах проверки фонда «Сколково». Выводы надзорного ведомства неутешительны для организации: объем нецелевого использования или хищения бюджетных средств, выделенных на проект подмосковного иннограда, потенциально превышает 125 млрд рублей, из которых 50 млрд уже выделено.
Руководство фонда не обеспечило «должного организационного руководства и координации деятельности по реализации проекта, что способствовало бесконтрольному расходованию средств, а также причинению ущерба фонду и интересам государства», констатируют прокуроры. В сообщении приводится целый перечень потенциально коррупциогенных трат «Сколково».
К примеру, гранты в размере 2,1 млрд рублей вместо научной деятельности были направлены на депозиты или в виде беспроцентных займов перечислялись аффилированным организациям. Еще 102 участникам проекта иннограда было выделено 5,7 млрд рублей — в отсутствие порядка распределения грантов. 1,2 млрд рублей четыре участника «Сколково» получили при отрицательном заключении профильного кластера.
Наконец, «без экспертизы обоснованности заявок выделено 17 грантов на сумму 3,6 млрл рублей, по трем из которых члены грантового комитета, в том числе президент фонда [Виктор Вексельберг, №4 в российском рейтинге миллиардеров Forbes, состояние — $15,1 млрд], имели личную заинтересованность». В последнем случае речь идет о выделении некой инвесткомпании 21,5 млн рублей, «несмотря на сомнения экспертов в инновационности и рыночном потенциале проекта». «При этом участником учредителя инвесткомпании грантополучателя является советник президента фонда», — подчеркивается в сообщении.
Более 22 млрд рублей вместо расходования на создание инновационного центра было направлено на покупку векселей по заниженной процентной ставке и размещалось на депозитах под низкие процентные ставки «в интересах коммерческого банка», указывает прокуратура. О каких именно бумагах и банке идет речь, в пресс-релизе не уточняется. Ранее Следственный комитет предъявлял схожие претензии Меткомбанку, аффилированному с группой «Ренова» Вексельберга. Речь, правда, шла о гораздо более скромной сумме 3,5 млрд рублей, а «Сколково» саму суть обвинений называло некорректной интерпретацией инвестиций средств фонда ради их сохранности.
Надзорное ведомство также выявило множество более мелких потенциальных нарушений. Так, за рекламные видеоролики рыночной стоимостью 5 млн рублей фонд заплатил 54 млн рублей, а перерасход за многочисленные консультационные договоры превысил 400 млн рублей. Например, сторонняя организация за 6 млн рублей разработала для «Сколково» систему KPI, которую, согласно указу президента России, должен был создать департамент самого фонда по стратегическому планированию и анализу. Другая фирма получила 2,7 млн рублей за труд «Социологическая модель социальной среды «Сколково», на деле оказавшийся плагиатом защищенной ранее диссертации.
Структуры фонда неоднократно не представляли отчетов о своей деятельности или представляли информацию таким образом, что оценить объем и качество выполненных работ контролеры не смогли технически. Руководство «Сколково» допустил «вывод средств из сферы инноваций»: использовались теневые схемы, деньги направлялись «организациям с признаками фиктивности, вновь созданным организациям, на счета руководителей грантополучателей, аффилированным компаниям, в том числе находящимся в оффшорных юрисдикциях».
Выездные проверки фонда за все время его существования коснулись лишь 0,6% участников проекта. Таким образом, как грантополучатели тратили бюджетные деньги, зафиксировать практически невозможно. Также фонд зачастую начинал действовать в отсутствие подведенной правовой базы. К примеру, так произошло с правилами землепользования в подмосковном иннограде, с правилами предоставления зданий и помещений и т. п. Объекты на территории центра «Сколково» вообще возводились «без разрешительной документации и оформленных прав на землю, что создало угрозу безопасности их дальнейшего функционирования», предупреждает прокуратура.
Ведомство внесло представление Вексельбергу, а двум его заместителям сделало выговоры. «Поставлен вопрос о возмещении причиненного ущерба, устранении выявленных нарушений закона, их причин и условий, а также привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности», — говорится в сообщении ГП.
Фонд уже частично вернул потери, но полной информацией о нарушениях, выявленных Генпрокуратурой, в организации пока не обладают, сообщил «Интерфаксу» вице-президент «Сколково» Александр Чернов.