Счетная палата выступит в новой роли
О сути новых поправок пока известно лишь со слов первого вице-спикера нижней палаты Александра Жукова, одного из авторов законопроекта. Текст законопроекта пока не появился в базе на сайте Госдумы.
«Закон о Счетной палате был принят почти 20 лет назад. Очень много изменений за это время вносилось. По сути это новая редакция закона. Роль Счетной палаты как органа парламентского контроля, как главного аудитора повышается», - объяснил необходимость правки законодательства Жуков.
Он также уточнил, что поправки должны претворить в жизнь предложения президента о новых правилах утверждения главы Счетной палаты (СП), его заместителей и аудиторов.
Согласно вносимым поправкам, теперь президент будет выбирать кандидата на пост председателя СП из списка, формируемого Советом Думы. При этом особо оговаривается, что в списке должно быть не менее трех претендентов. Далее глава государства выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Госдуму для назначения.
По похожей схеме будет назначаться и заместитель главы СП: не менее трех кандидатур будет представлять президенту Совет палаты Совета Федерации. Из них президент выбирает одну, которую вносит в верхнюю палату парламента для назначения.
Изменится и порядок назначения аудиторов. Их кандидатуры будут направляться президенту по предложениям фракций Госдумы и комитетов Совета Федерации. И уже глава государства будет определять, достойны ли они назначения, и в случае, если достойны, — предлагать для назначения.
Согласно действующему закону «О Счетной палате», ее председатель и его заместитель назначаются Госдумой и Советом Федерации (соответственно) по представлению главы государства. При этом закон допускает, что претендентов на пост в председателя Счетной палаты могут предлагать президенту фракции и комитеты Госдумы, либо группы депутатов, в которую входит не менее 20% парламентариев. Аналогичная процедура допускается и при назначении заместителя председателя Счетной палаты.
Действующий закон допускает возможность внесения президенту предложений и по кандидатурам на должность аудиторов Счетной палаты со стороны Совета Федерации и Государственной Думы. Однако и в этом случае эта процедура не носит обязательного характера. Нет в существующем законе и упоминаний о советах Думы и Совета Федерации.
Кроме того, вносимые поправки дают Счетной палате право получать из прокуратуры информацию о проверках, по которым она направляла свои материалы. «То есть Счетная палата провела проверку, направила материалы в Генпрокуратуру, а дальше наделяется правом дальнейшего контроля за результатами этих проверок», - отмечает Жуков.