О чем не пишут в России: как Руперт Мердок провалил кампанию Митта Ромни
Коррупция: все средства хороши
Писатель-экономист Лоренс Кокрофт всерьез взволнован проблемой глобального потепления. Как и многих из нас, его волнует динамика растущих температур. Но еще больше Кокрофт сконцентрирован на факте, который остальные упускают из вида, – прямой взаимосвязи между переменами климата и коррупцией. Что вообще может объединять эти термины? Как выясняется, очень многое, констатирует редактор Foreign Policy Кристиан Карил в колонке «Пандемия коррупции».
Кокрофт в своих работах указывает: разнообразные формы загрязнения окружающей среды, как правило, противозаконны по своей сути, но нарушители – например, нелегальные лесорубы – в таких странах, как Бразилия, Индонезия или Конго, легко могут обойти букву закона с помощью взяточников-чиновников. Впрочем, эта проблема очевидна и не вызывает удивления. Более сложная ситуация возникает при анализе усилий международного сообщества по предотвращению драматических сдвигов климатических норм. Эти усилия зачастую приводят к прямо противоположному результату. Например, продажа квот на выбросы вредных газов обернулась во многих государствах нецелевыми растратами бюджетных средств. Богатые страны тем временем аккумулировали в экологических фондах миллиарды долларов, и эффективность расходования этих денег вызывает большие сомнения. Речь идет о невероятных объемах средств, превышающих даже те, что сегодня тратятся по программам развития государств третьего мира. Деньги неизбежно станут мишенью нечистоплотных бюрократов. Кокрофт предупреждает: «Если коррупция доберется до этих фондов, множество стратегических программ по защите окружающей среды окажутся под угрозой срыва. В частности, может быть не реализована долгосрочная международная программа ограничения роста температур до 2050 года».
Экономист Кокрофт на протяжении двух десятилетий проработал в одной из самых коррумпированных стран мира – Нигерии, а также стоял у истоков Transparency International. В новой книге «Глобальная коррупция» он подробно разбирается с нынешним состоянием проблемы. Те вызовы, которые бросает развитию общества коррупция, сегодня требуют экстренного вмешательства, уверен Кокрофт.
С ним, кажется, согласны и основные мировые ньюсмейкеры. На этой неделе генсек Компартии Китая Ху Цзиньтао в прощальной речи на посту констатировал, что для Пекина нет более актуальной задачи, чем борьба с коррупцией, которая грозит стать «фатальной» ошибкой правящего режима КНР. За год, предшествующий вступлению на высший пост Си Цзиньпиня, Поднебесную потрясли сразу несколько громких скандалов, затронувших партийных боссов. Бо Силай от всех должностей уже отодвинут, а Вэнь Цзябао предстоит объяснить аккумулированное его родственниками состояние в $2,7 млрд. Впрочем, готова ли партия всерьез искоренять коррупцию на столь высоком уровне, остается вопросом.
Лучше всего глубинные антикоррупционные реформы удались небольшим государствам – Сингапуру и Гонконгу, которые не стремились воспроизводить азбучные демократические ценности. Хотя модель «авторитаризма во благо» вовсе не гарантированно сработает при ее масштабировании до уровня России или Индонезии, полностью отбрасывать рецепты "отца сингапурского чуда" Ли Куан Ю не стоит. Дело в том, что любые отклонения в сторону усиления госконтроля казались немыслимы в условиях Холодной войны – противостояния двух идеологических систем, одна из которых фактически запатентовала за собой право на нарушение прав человека ради пользы государства. Но теперь ситуация изменилась. С крушением социалистического блока коррупция осуществила стремительную глобальную экспансию и разъела режимы, которые с рельс плановой экономики попытались быстро перейти к рыночным принципам.
Кокрофт в этой связи дает несколько актуальных советов. Во-первых, правительствам и экспертному сообществу следует сосредоточиться на борьбе с «черным сектором» экономики. Предпринимателям можно объявить амнистию для выхода «из тени» и легализации капиталов. Во-вторых, государствам следует провести четкую границу между политикой и экономическими интересами. Любое политическое спонсорство влечет за собой появление коррупционных отношений между властями и капиталами, а зачастую – и организованной преступностью. В-третьих, эксперт призывает ужесточить контроль над деятельностью мультинациональных корпораций, которые не брезгуют раздачей взяток для расширения бизнеса в странах, где деловой этикет пока далек от западных практик. Наконец, четвертый и главный способ снятия остроты проблемы – прозрачность. Независимые СМИ, социальные медиа, политическая конкуренция – все эти институты способны обеспечить эффективность антикоррупционных механизмов.
Митт Ромни: медиапровал
Редактор The Slate Эллисон Бенедикт продолжает разбираться с итогами выборов президента США. На этот раз автор концентрируется на аспекте медиаподдержки кампании Митта Ромни. Рупор республиканцев — телеканал Fox News — на этот раз очевидно сыграл не последнюю роль в поражении своего кандидата. В последние четыре года компания превратилась в постоянный объект для насмешек со стороны либералов за редакционные провалы, напоминает журналист.
В 2009 году директор по коммуникациям Белого дома Анита Данн назвала Fox «оружием Республиканской партии». Потратив большую часть времени на демонизацию фигуры Барака Обамы, телеканал забыл об основном своем предназначении — поддержке Ромни. Нынешний президент оказался слишком привлекательной фигурой для критики: темнокожий демократ, слушающий рэп и объединяющий вокруг себя самую разношерстную публику. Этот образ настолько увлек авторов медиаимперии Руперта Мердока, что они совсем позабыли, что упражняться в насмешках над главой государства следует из принципа противопоставления его другому кандидату. Как писал журналист Gawker Джон Кук, парадокс заключался в том, что чем больше зрителей привлекал Fox, тем меньше избирателей оставалось у республиканцев.
В 2010 году телеканал исправился. Грамотно проведенная парламентская кампания сформировала образ партии, имеющей идеологические течения на любой вкус — от ультраконсерваторов до социально ориентированных политиков. Fox навязал обществу и нарратив критического отношения к ключевой реформе Обамы — медицинского страхования, которую вслед за тележурналистами стали называть Obamacare и в лагере демократов. Казалось, в 2012 году Fox готов сказать решающее слово в пользу своего претендента на высший пост.
Но ситуация развивалась по прямо противоположному сценарию. В стремлении доказать преимущества традиционных ценностей Fox перегнул палку и создал у аудитории отторжение чрезмерно консервативного настроя республиканцев. Зрителям, которых журналисты пытались «запереть» в клетке реакционной политической парадигмы, такое отношение показалось попыткой интеллектуально ограничить их права. Те, кто смирился, оказался безынициативным потребителем как политической, так и медиа- продукции, а остальные предпочли СМИ, сохранившие плюрализм мнений. В итоге первые после выборов почувствовали себя обманутыми — настолько убеждены они были в безальтернативности победы Ромни и отсутствии малейших шансов у Обамы. В перспективе Fox грозит утрата доверия «ядра» аудитории канала, заключает автор.
Microsoft: софт для Apple
Слухи о появлении пакета программ Microsoft Office для iPad, iPhone, и устройств на Android в скором времени станут реальностью, выяснило издание The Verge. Мобильная версия софта уже давно обросла историей недостоверных информационный сливов, в то время как производитель предпочитал сохранять молчание, никак не подогревая интерес пользователей.
Но на в этот раз все серьезно: сразу несколько источников близких к компании подтвердили — Office для iOS и Android появится в продаже в начале 2013 года.
Сначала Microsoft представит бесплатные версии приложений для работы с документами Office в поездках. Чтобы программа работала на мобильных устройствах, пользователям придется зарегистрировать официальный аккаунт Microsoft. Это откроет доступ к полному функционалу.