О чем не пишут в России: когда «Роснефть» расплатится с кредиторами за ТНК-BP?
BP в России: минус добыча, плюс резервы
Газета Financial Times во вторник подводит предварительные итоги сделки между BP и «Роснефтью» о выкупе доли британской компании в ТНК-BP. Издание напоминает несколько ключевых цифр соглашения. После приобретения пакета BP российский национальный энергетический гигант превратится в крупнейшую мировую публичную компанию по показателю добычи — 4,6 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки — и оставит далеко позади нынешних лидеров PetroChina и ExxonMobil.
В свою очередь BP с пакетом почти в 20% акций станет вторым после государства акционером «Роснефти». Это позволит британской стороне рассчитывать по методу долевого участия на пропорциональные доли в прибыли, добыче и резервах российской госкомпании. По данным самой BP, речь идет о добыче 900 000 баррелей в день и резервах 5,4 млрд баррелей. Для сравнения, аналогичные показатели доли британцев в ТНК-BP составляли 986 000 баррелей и 4,8 млрд баррелей.
Российский аналитик, специализирующийся на «Роснефти», на условиях анонимности поделился с FT опасениями за будущее нового гиганта. В первую очередь вопросы возникают к качеству менеджмента. Новому руководству предстоит распоряжаться чистой прибылью, в 2013 году, по прогнозу, способной вырасти до уровня $16,7 млрд при цене $110 за баррель. По мнению эксперта, долг «Роснефти» увеличится до $71 млрд. Если компания будет ежегодно выплачивать по $5 млрд, то рассчитаться с кредиторами сможет за 14 лет, подсчитал собеседник издания.
Еще один аналитик сообщил FT, что BP не слишком потеряет от смены стратегического партнера в России. Если от ТНК-BP в 2011 году британцы получили $4 млрд в виде различных выплат (а всего с 2003 года — $19 млрд в виде дивидендов при изначальных инвестициях $8 млрд), то с «Роснефтью» эта цифра снизится до примерно $3 млрд. «Ежегодные дивиденды от «Роснефти» будут составлять $700-900 млн по сравнению с $1,9 млрд от ТНК-BP», — уточнил эксперт.
BP в Британии: в предвкушении дивидендов
Газета The Telegraph анализирует сделку с точки зрения ее пользы для акционеров самой BP. По мнению аналитика Investec Стюарта Джойнера, британская компания теперь может выплатить специальные дивиденды в объеме до $10 млрд. Источники издания, близкие к BP, впрочем, склоняются к тому, что BP, скорее всего, выберет вариант программы обратного выкупа акций и через buyback постарается поощрить акционеров.
Накануне в пресс-релизе компания уже пообещала не допустить сокращения прибыли после продажи доли в ТНК-BP и продолжить «прогрессивную дивидендную политику». Руководитель российского подразделения BP Дэвид Питти уточнил, что пока менеджмент анализирует несколько сценариев действий и постарается максимально учесть интересы акционеров при выборе дальнейшей стратегии.
В пресс-службе компании отметили, что говорить конкретнее о поощрении акционеров по итогам сделки можно будет по ее закрытии в начале 2013 года.
Несмотря на выгодные для BP условия сделки, скепсис в отношении ее перспектив сохраняется, чему свидетельством — умеренный рост стоимости акций после сообщения о соглашении с «Роснефтью». На торгах в Нью-Йорке бумаги прибавили всего 0,1%, остановившись на отметке $43,15 за акцию.
Один из инвесторов сообщил The Telegraph, что «правда заключается в том, что BP будет влиятельной ровно настолько, насколько позволит ей «Роснефть», а любые другие разговоры об этой сделке попросту обманчивы». «До тех пор пока отношения будут оставаться безоблачными, работать партнеры смогут максимально конструктивно. Но на что надеяться BP, если компания вдруг рассорится с Кремлем?» — говорит собеседник издания.
BP и Кремль: из России с любовью
Обозреватель Forbes Абрам Браун считает первоочередным последствием сделки сближение британской компании с российскими властями и эффектный выход BP из альянса с консорциумом AAR, отношения с которым у BP не складывались на протяжении последних пяти лет.
Кремль после возвращения на президентский пост Владимира Путина фактически возвращает под свой контроль треть всей нефтедобычи в стране. Показатель свыше 4 млн баррелей в сутки ставит «Роснефть» в ряд даже не с такими рыночными гигантами, как ExxonMobil и Chevron, а скорее рождает параллели с крупнейшей мировой компанией — саудовской Saudi Aramco, которая добывает 12,5 млн баррелей в день. Консолидация приватизированной в 1990-х годах «нефтянки» остается приоритетной задачей российских властей и лично Путина, констатирует автор.
BP теперь не просто остается на одном из самых перспективных зарубежных рынков, но и получает на нем эксклюзивного партнера, способного обеспечить бесперебойную работу над разведкой арктических месторождений. Важны и личные взаимоотношения менеджмента BP с «ключевым игроком в нефтяной политике Кремля» — главой «Роснефти» Игорем Сечиным.
В то же время британцам придется столкнуться с рядом деликатных бизнес-практик российской компании, наподобие стратегических сделок о поставках нефти с Венесуэлой. Впрочем, это доставит BP меньше проблем, чем склоки с AAR, в 2008 году доведшие до вынужденного отъезда из страны главы BP Роберта Дадли, на тот момент занимавшего позицию гендиректора ТНК-BP.