Якунин заявил о завершении реформы РЖД
Глава РЖД Владимир Якунин заявил о завершении реформы железнодорожного транспорта в России. По его словам, реформа была «фактически завершена» еще в прошлом году.
«К концу 2011 года фактически были завершены структурные преобразования в отрасли, предусмотренные программой структурной реформы на железнодорожном транспорте», — цитирует «Интерфакс» слова Якунина на селекторном совещании по итогам работы компании в сентябре нынешнего года.
Тем не менее реальное положение дел показывает, что, возможно, реформа все еще далека от завершения. В частности, в 2011 году РЖД завершила либерализацию рынка вагонов. Вместе с тем либерализации перевозочного и сервисного сегментов РЖД не произошло — большинство активов до сих пор остаются на ее балансе.
В том числе речь идет о локомотивах — компания не спешит расставаться со своим монопольным положением в этой сфере. Более того, в конце прошлого года глава РЖД выступил катеогрически против какой-либо частной собственности на локомотивы. «Мы считаем, что локомотивы и инфраструктура — неотделимые части, и это то, чем должны заниматься РЖД», — заявил Якунин.
Правительство, со своей стороны, также не считает реформу завершенной. И поэтому сохранил за РЖД статус доминирующего игрока на магистральных маршрутах до 2015 года, тем самым продлив реформу железнодорожного транспорта.
А на локальных участках тем не менее уже в 2013 году должны появиться независимые перевозчики. Прорабатываются два варианта: «конкуренция за маршрут» (государство на 5-10 лет выбирает монопольного перевозчика на 200-700-километровом тупиковом участке в регионах) или «конкуренция на маршруте» (перевозчики ведут борьбу за клиентов как между собой и с РЖД на отдельных участках и маршрутах).