О чем не пишут в России: что думают об iPhone 5 Пол Кругман и китайцы
iPhone как зеркало кейнсианства
«Вы или ваши знакомые помешаны на гаджетах? Если так, безусловно вы знаете что среда стала днем iPhone 5 — днем, когда Apple представила свежие идеи насчет того, как отвлечь нас от реального общения», — о последствиях выхода новой модели культового смартфона в колонке для The New York Times размышляет Пол Кругман. Правда ли, что очередное поколение устройства потрясает воображение, как говорят в Apple? Эти вопросы знаменитый экономист оставляет коллегам из отдела технологий. «Меня скорее интересуют прогнозы о том, будто продажи iPhone 5 способны подстегнуть рост американской экономики в следующие два квартала», — объясняет Кругман. Если вам эта новость представляется правдоподобной, вы, хочется вам того или нет, являетесь настоящим кейнсианцем, то есть безоговорочно верите в то, что в условиях экономической депрессии правительство должно не сокращать расходы, а, напротив, увеличивать.
Речь в колонке Кругмана идет о недавней аналитической записке JPMorgan, в которой эксперты сделали прогноз о том, что новый iPhone в последнем квартале 2012 года принесет американской экономике от четверти до половины процента ВВП дополнительного роста. Как это возможно? Во-первых, отчет JPMorgan исходит из предпосылки об успешных продажах смартфона в краткосрочной перспективе. Во-вторых, несмотря на преимущественно зарубежное происхождение комплектующих устройства Apple, большую часть цены за него американский потребитель платит на родине — эта добавленная стоимость включает «накрутки» логистики, ритейла и рекламы, в конечном итоге оживляя национальную экономику. Свои расчеты аналитики конкретизировали исходя из конкретных моделей, предполагающих определенные объемы продаж iPhone. «Достаточно прямолинейно. В реальности последствия такого бума окажутся гораздо шире, нежели люди могут себе представить», — уверяет Кругман.
По его мнению, ключевая вещь, которую нужно понимать, — краткосрочные выгоды, описанные аналитиками, не имеют ничего общего с тем, как смартфон способен улучшить жизнь покупателей или производительность их труда. Эти эффекты могут быть заметны лишь на длинной дистанции. JPMorgan упрощает, утверждая, что простое стимулирование потребителей к увеличению расходов задаст вектор развития всей экономике. Чтобы поверить в то, что рост трат обеспечит экономический рост, вам придется поверить и в то, что спрос, а не предложение является главной движущей силой. Высокий уровень безработицы в США связан не с нежеланием американцев работать и не с недостатком профессиональных навыков. Квалифицированные специалисты не могут найти работу, потому что работодатели не могут продать столько, чтобы получить средства на их найм. И путь к решению этой проблемы лежит через увеличение расходов — только так Штатам удастся оживить рынок труда.
Как этого достичь? У бизнеса сегодня есть большие запасы кэша, но нет резонов инвестировать его: зачем расширяться, когда у вас и так недостаточные обороты для полноценной реализации существующего потенциала. Но поскольку предприятия тратят мало, остаются низкими их доходы, что рождает слабый потребительский спрос, что в итоге приводит все к тому же низкому объему продаж. Впрочем, всякая депрессия рано или поздно заканчивается, даже если власти не в состоянии вытащить экономику из описанной ловушки. Джон Мэйнард Кейнс давным-давно объяснил, что прогресс возможен за счет формулы use, decay, obsolescence: даже в стагнации бизнес рано или поздно начинает переходить на использование более совершенного и эффективного оборудования — либо потому что старое пришло в негодность, либо благодаря технологическим преимуществам нового. И как только наступает такой момент, экономика оживает. В этом смысле Apple двигается в правильном направлении. Компания провоцирует «устаревание» — искомое понятие obsolescence. «И это хорошо», — заключает Кругман.
Но почему страна должна страдать от долгих лет рецессии и безработицы, ожидая от рынка оживления? Почему бы правительству не вступить в игру и не вложиться в образование и инфраструктуру, чтобы помочь экономике преодолеть спад ускоренными темпами? И не надо верить рассказам о том, будто власти не могут нарастить объемы расходов и будто такое наращивание не создат новых рабочих мест. Если вы верите в то, что iPhone 5 способен возродить экономику, вы автоматически признаете, что совокупные расходы нельзя четко зафиксировать и что именно их увеличение — способ решить проблему. Нет никаких причин считать, что эти расходы обязательно должны приходиться на частный сектор.
Однако пока рецепт Кейнса США не подходит. Политическая система страны под гнетом идеологических противоречий, преувеличенных страхах раздувания дефицита бюджета и обструкции со стороны республиканцев все сильнее сваливается в депрессию. Да, растут пособия по безработице и другие социальные программы, поскольку много людей по-прежнему живут в нужде, но в госсекторе снижаются как объем инвестиций, так и уровень занятости. Остается только ждать, когда у экономики появится импульс к глобальному «переоснащению», когда другие инновации поддержат iPhone и когда США выберутся из ловушки. «Впрочем, как говорил Кейнс по другому поводу, в долгосрочной перспективе мы все мертвы. Хочу добавить от себя: так почему бы не покончить с депрессией прямо сейчас?» — подытоживает автор.
iPhone как next big thing
Новый iPhone призван продолжить экспансию Apple на китайский рынок. Но для этого компании предстоит вернуть в ряды своих адептов таких влиятельных в Поднебесной фигур, как Джеймса Ляна — главу туристического сайта Ctrip.com. «Когда-то он пользовался iPhone. Теперь Лян предпочитает Samsung Galaxy Note, который благодаря большому экрану делает удобной работу с документами в дороге. «Я замечаю, что все больше менеджеров среднего и высшего звена переходят на это устройство. Отчасти они уже идут на поводу у тренда: если ты топ-менеджер, то предпочтительнее использовать именно Note», — цитирует Ляна The Wall Street Journal. По мнению собеседника издания, рыночная доля iPhone «свидетельствует, что если вы не дифференцируете продуктовую линейку, конкуренты рано или поздно придут, чтобы отобрать ваш кусок пирога».
Пока, впрочем, для Apple лишь прозвенел тревожный звонок: компания остается крупнейшим продавцом смартфонов в премиальном сегменте в КНР, благодаря чему к концу года, по прогнозам IDC, превратится в глобального лидера. Но американский гигант слишком медленно реагирует на тенденцию в нише, которую конкуренты из Samsung Electronics и HTC осваивают стремительными темпами. Речь идет о выпуске дорогих мобильных девайсов с большими дисплеями и быстрыми процессорами. В гонку включаются и местные амбициозные игроки, которые раньше были активны преимущественно в бюджетных сегментах, — Huawei Technologies и ZTE.
У Apple остается альтернативный вариант наращивания рыночной доли: крупнейший мобильный оператор мира China Mobile до сих пор не поставляет в страну iPhone. Потенциально сделка могла бы принести американцам расширение абонентской базы на 688 млн человек. iPhone 5 хорошо подходит для начала сотрудничества обеим сторонам — China Mobile привлечь в смартфоне должна способность работы в сетях 4G, строительством которых оператор занимается.
Во втором квартале iPhone занял 38% рынка телефонов КНР стоимостью выше 3000 юаней ($475). В апреле-июне 2011-го эта цифра составляла 44%. Совокупная доля устройств конкурентов на Android выросла в рассматриваемые периоды с 41% до 59%. В абсолютных величинах эти проценты выглядят как 2,3 млн проданных «яблочных» гаджетов против 3,5 млн аналогов на ОС от Google.
Настроения китайских покупателей нестабильны. В свое время Apple удалось удачно позиционировать себя в стране как символ принадлежности к среднему классу. Но потребители хотят поскорее получить что-то новое, они ждут от производителя next big thing здесь и сейчас, объясняют аналитики. «У китайцев за последнее время случилась целая серия «интрижек» с разными производителями смартфонов. До Apple все совершали ошибку, раньше времени обольщаясь своим лидерством», — констатирует эксперт Wolf Group Asia Дэвид Вулф.
Долгожданные перемены в дизайне нового iPhone и расширение языковой панели голосового помощника Siri мандаринским наречием способны подстегнуть интерес китайской публики. Появится смартфон в Поднебесной ближе к концу 2012 года.
Популярны и скептические настроения. Запись в микроблоге Weibo известного девелопера Пан Ши аудитория сервиса «ретвитила» более 25000 раз: «Джобс ушел, инновации Apple закончились».