О чем не пишут в России: ошибки Стива Джобса, бизнес на пушках и шейх в космосе
ФРС: неэффективность как диагноз
О «нелегких временах», которые сегодня переживают представители центробанков, в колонке для Financial Times размышляют Робин Хардинг и Крис Гил: «Монстры профессии, которые в этом месяце собирались на конференцию в Джексон-Холе, раньше были настоящими хозяевами вселенной. Теперь им приходится постоянно сомневаться в собственных действиях». За четыре года, прошедших с момента начала кризиса, безработица остается головной болью для властей ведущих мировых экономик. При этом не уменьшаются и риски для фискальной политики еврозоны и США, констатируют авторы. После того, как ЕЦБ на прошлой неделе объявил о запуске неограниченной программы выкупа долговых обязательств стран валютного союза, пришла очередь ФРС демонстрировать решительность в борьбе с угрозой разрастания рецессии. Экономика США «далека от удовлетворительного состояния», признал совсем недавно председатель Федрезерва Бен Бернанке. В то же время о степени готовности регулятора судить сложно. В интервью FT глава ЦБ ФРС Сент-Луиса Джеймс Буллард открыто заявил о наличии сомнений о будущем института центробанков: «Мы всегда считали, что в конце туннеля увидим свет и возможность нормализовать ситуацию при помощи доступных инструментов, но этот момент до сих пор не настал». Действительно, ключевой вопрос к Федрезерву можно сформулировать так: если ваша политика действительно эффективна, почему экономика не ускоряет роста? За ответом авторы предлагают обратиться к книге Кармен Рейнхарт и Кеннета Рогофф This Time is Different, в которой знаменитые экономисты предупреждали читателей о том, что восстанавливаться от нынешнего кризиса США вместе с остальным миром будут медленно и болезненно. И есть ли у регуляторов рецепт лечения от этой болезни, нельзя сказать однозначно.
Nerf: большие пушки для маленьких детей
«Впервые задача была поставлена во время очередного совещания по продуктовой линейке в кирпичном здании в старом заводском городе. Брайан Яблонски не поверил своим ушам. Но решение был вынужден найти», — так начинает репортаж об истории успеха бренда Nerf, под которым выпускаются детские бластеры, автор The Wired Джейсон Фагон. Яблонски — дизайнер из Детройта, долгие годы посвятивший карьере в автоиндустрии. На упомянутой встрече в головном офисе производителя игрушек Hasbro в 2002 году он думал, что ищет себе новый вызов на пару лет, чтобы позднее перейти на новый уровень. Но жизнь распорядилась иначе: Яблонски полностью посвятил себя созданию культовых для США продуктов Nerf. Над разработкой каждого бластера трудятся по 15 дизайнеров, инженеров, маркетологов, пиарщиков и других специалистов Hasbro, перед которыми ставится задача «встраивания» новой пушки в продуктовую линейку. Но Яблонски для компании превратился в фигуру, по масштабу сопоставимую с Джони Айвом из Apple.
Первый продукт под брендом Nerf — 4-дюймовый мяч из пенополиуретана для детских игр — создал еще на рубеже 1960-1970-х годов другая легенда индустрии — изобретатель игры Twister Рейн Гайер. Это был шар для домашних игр, настолько легкий, что позиционировался он как безопасный для активного времяпрепровождения внутри квартир. Мячик пришелся по нраву американским покупателям: всего за год Nerf был распродан в количестве более миллиона экземпляров. Позднее ассортимент бренда пополнился баскетбольным кольцом, а в 1989 году свет увидел первый бластер. В 1991 году владельца Nerf Parker Brothers поглотил гигант отрасли Hasbro, а настоящего расцвета бренд достиг с приходом в компанию Яблонски. На сегодня именно большие детские пушки приносят производителю львиную долю прибыли. Выручка Nerf в 2011 году составила $410 млн — примерно столько же для Hasbro заработали только Beyblade и Transformers.
Стив Джобс: уроки неэффективного менеджмента
С другим автором The Wired Беном Остеном в понедельник в издании TechCrunch полемизирует знаменитый венчурный инвестор Винод Хосла. «Недавно я прочел статью о Стиве Джобсе, которая помогла мне окончательно структурировать собственный взгляд на то, что значит быть успешным предпринимателем. Материал Остена рисует карикатурный портрет основателя Apple и содержит ряд ложных посылов. По прочтении вы можете всерьез поверить в то, что для достижения успеха не обязательно нужно справляться с дурными чертами своего характера. Но эту гипотезу опровегают многие факты из жизни того же Джобса», — констатирует автор. В качестве доказательств он вспоминает, как, к примеру, покойный глава Apple единолично распорядился бонусом от разработки игры Breakout, при том что этот продукт сделал, приложив неимоверные усилия, Стив Возняк. И это вовсе не доказательство «способности подталкивать коллег к совершенству», как пишет Остен, а элементарная нечестность в отношениях, которая угрожает погубить дух конкуренции в партнерах и подчиненных, убежден Хосла. Другие примеры проявлений черт характера, которые не стоит перенимать у Джобса, — его решение обделить пакетом акций одного из первых сотрудников Apple Дэна Коттке (по мнению Хослы, это не «отказ от проявлений сентименательности», а угроза обострения нелояльного отношения со стороны коллектива), оскорбление разработчиков компьютера Lisa и другие эпизоды. «В данном случае важна не личность самого Джобса. Речь идет о том, чтобы не повторять чужих ошибок.
Это далеко не единственная каноническая модель успешного предпринимателя. Успех приходит и к совсем другим бизнесменам с принципиально иными взглядами на жизнь и профессию». Их объединяет стремление собрать первоклассную команду, желание ставить перед собой максимально сложные задачи, смелость признавать собственные ошибки и готовность честно обсуждать проблемы.
Бернар Арно: бегство от социализма
«Нет никаких сомнений в том, что богатейший человек Франции Бернар Арно не думал о собственных налогах, когда в августе обратился к властям Бельгии с просьбой о предоставлении гражданства. Также нет сомнений и в том, что планы социалистического правительства Франсуа Олланда обложить доходы миллионеров 75-процентным налоговым бременем были последним, о чем думал 63-летний бизнесмен, уроженец северной Франции, когда неожиданно обнаружил в себе небывалый интерес к предпринимательской деятельности в Льеже», — иронизирует в редакционной колонке The Wall Street Journal. Так или иначе, Арно не удалось уберечься от разговоров о попытке сбежать из фискальной ловушки родной страны. Несмотря на официальные заверения представителей бизнесмена в том, что он владеет в Бельгии «многочисленными активами» и «личными и семейными связями», остается неясным, как французское гражданство могло помешать ему эффективно заниматься предпринимательской деятельностью в сопредельном государстве. Официально компания Арно утверждает, что не собирается менять налоговую юрисдикцию, но цифры говорят об обратном. К примеру, до прихода Олланда на пост президента Франции ставка для бизнеса составляла 46,8% по сравнению с 53,7% в соседней из Бельгии. Поэтому внезапный интерес Арно выглядит логичной попыткой выбрать наиболее комфортные условия для деловой деятельности. Взаимная неприязнь крупных предпринимателей Франции и нового главы государства становится все более явной. Олланд показал, что не собирается мириться с образом жизни богатейших резидентов, те в ответ продемонстрировали, что попросту не собираются иметь дело с социалистами во власти.
Шейх бин Хамдан: космические амбиции
Пока французские миллиардеры не могут урегулировать свои отношения с правительством страны, капиталисты из нефтеносных арабских монархий упражняются в способах увековечивания собственного исторического наследия. Новый уровень амбиций в этот раз демонстрирует член королевской семьи Абу-Даби шейх Хамад бин Хамдан аль-Найян: на острове аль-Футаиси он выложил свое имя на песке в масштабе, доступном к изучению из космоса. Надпись сделана в масштабе 1000 метров в высоту и две мили в ширину, сообщает Bloomberg.