2013 год заканчивается даже хуже, чем излюбленное российское «как всегда». Предполагалось постепенное сползание страны в рецессию, довольно унылое по форме и содержанию. Cчиталось, что именно в постепенности и кроется основная угроза — дескать, «экономические агенты» не будут реагировать, а правительственные чиновники всех уровней предпочтут сделать вид, что ничего не происходит. И поэтому задача социально ответственного экономиста — открыть глаза и обрисовать опасности и вызовы, тем самым мобилизовать.
Но вышло еще хуже. Региональные элиты отреагировали на стагнацию почти панически. И у них были на то основания.
Центр поставил задачу повысить зарплаты региональным бюджетникам, и это в условиях существенного сжатия доходной базы региональных бюджетов — падения поступлений от налога на прибыль. Теоретически справиться с проблемой можно было бы двумя путями — сократить инвестиции либо уменьшить прямое и непрямое дотирование местной экономики. Однако на практике быстрое (в пределах года) сокращение инвестиций невозможно технически, а сокращение дотаций экономике региона — политически. Ну и понятно, что такой бюджетный маневр сокращает «кормовую базу» местных элит.
Для того чтобы подхлестнуть скорость этой бюджетной перестройки, федеральные власти послали к региональным элитам прокуратуру. Видимо, хотели продемонстрировать готовность найти в региональных и муниципальных бюджетах скрытые (этими элитами) резервы. Региональные и муниципальные власти начали брать в долг на покрытие бюджетных разрывов (и многим банкам стало хорошо). При этом всем понятно, что в условиях экономической стагнации это не решение, а лишь еще одна проблема.
Но силовой наезд — штука инерционная, поэтому он стал перерастать в кадровую зачистку региональных и муниципальных администраций.
К середине года региональное и муниципальное чиновничество и связанный с ним бизнес окончательно потеряли ощущение стабильности. Последовала реакция, люди начали выводить деньги за границу.
И речь идет не о бегстве капитала как таковом — в данном случае я имею в виду использование довольно незамысловатых инструментов вывода средств — типа подделки документов или банального невозврата валюты по экспортным контрактам. Именно такие схемы используют провинциальные чиновники.
Масштабы впечатляют. Доступная автору этих строк ведомственная статистика и собственные оценки позволяют назвать некоторые цифры. За год таким образом выведено 470–490 млрд рублей. Это при том, что в кризисный 2009 год вывели 160 млрд рублей. Конечно, ситуация в регионах различается. Так, из Красноярского края вывели средств в четыре с половиной раза больше, чем в 2009 году, а вот из Новосибирской области — всего лишь в два раза больше. Из Вологды — в шесть раз больше, чем в 2009 году, а из Саратова — всего лишь в три раза. Но смысл понятен: региональные элиты теряют как минимум хладнокровие и предпринимают панические действия. Как максимум — они теряют веру в будущее. Два немаловажных звена иерархии власти заколебались.
Ну и да, нельзя не отметить приятные исключения на этом грустном фоне. При всех текущих проблемах города на Неве показатели вывода средств за рубеж там даже не достигают уровня 2009 года (26 млрд рублей против 36 млрд в 2009 году). Отрадно, что эти люди с уверенностью и хладнокровием смотрят в будущее. Всем бы так.