Музыку в России уже готовы слушать по-другому — легко, удобно и легально. Общее число подписчиков на музыкальные стриминговые сервисы вплотную приблизилось к отметке один миллион человек. К 2020 году, как прогнозирует J&P, уже 10-12 млн пользователей будут в той или иной форме платить за онлайн-треки.
Можно констатировать, что в России начал формироваться рынок легального музыкального контента. Шесть лет назад на пиратов приходилось 99% потребления музыки в Рунете. Что сейчас? «ВКонтакте» и остальные площадки Mail.ru Group постепенно переходят на легальный контент и принятые в индустрии правила ведения бизнеса. Пиратские приложения все реже прорываются в AppStore и живут там максимум одну-две недели.
По сравнению с 2010 годом, когда запускался Zvooq, на рынке онлайн-музыки много игроков. Прежде всего, конечно, это iTunes (сервис для покупки файлов все еще составляет существенную долю выручки Apple). Стриминговые сервисы активно развиваются как части крупных платформ — например, Boom, который работает с Mail.ru Group, музыка в стриминге есть и у Apple, Google, «Яндекса», МТС, «Билайна», «Мегафона» (бренд «Трава»), «Теле2» (сотрудничает с Zvooq). На мелких игроков в сумме приходится менее 10% рынка.
Однако подрос рынок записей — на 11,1%, до $30,4 млн. Цифра скромная, но сама тенденция внушает определенную надежду. В том числе и на то, что стриминговые сервисы увеличат долю потребления лицензированной музыки, что поможет артистам лучше монетизировать свое творчество — за рубежом именно музыкальный стриминг приносит артистам более серьезный доход, чем любой другой способ диджитал-дистрибуции.
В области монетизации творчества интересен тренд по цифровой рекламе в онлайн-аудио. Сегодня объем этого рынка в России не превышает 100 млн рублей в год, но в перспективе 3-5 лет этот источник дохода может достигнуть 20-25% от общей выручки в дистрибуции онлайн-музыки. Это будет существенное дополнение к доходам музыкальной индустрии, которые сейчас аккумулируются, а затем распределяются при помощи РАО и ВОИС или за счет монетизации музыкальных видеоклипов через рекламную модель на YouTube, Rutube и других видеоплатформах.
Есть еще доля доходов, получаемая от использования музыки в качестве Ring Back Tone для мобильного телефона. Однако это скорее прикладное использование произведений, в котором применяются совсем другие правила лицензирования. К тому же большая часть дохода остается у компаний сотовой связи — годовой оборот за подобные услуги «четверки» операторов превышает $0,5 млрд в год.
Еще один признак формирования цивилизованного рынка цифровой музыки — внимание к сектору со стороны известных компаний. В глазах западных музыкальных лейблов мы перестали быть «черной дырой». В частности, наш сервис смог завоевать доверие ведущих лейблов — Sony Music, Universal, Warner Music, а также ряда агрегаторов инди-музыки: теперь мы получаем новые релизы популярных исполнителей в день мировой премьеры. Всего на текущий момент в каталоге Zvooq 25 млн лицензированных треков. Вместе с западными и отечественными музыкальными мейджорами ведется широкое обсуждение экспериментов, направленных на поиск лучших моделей дистрибуции и монетизации музыки в онлайн-среде.
Количество клиентов легальных стриминговых сервисов, несомненно, будет увеличиваться. Мы уже видим это по своей статистике — в прошлом году ежемесячный прирост подписчиков сервиса составлял 27,3%, сейчас число его активных пользователей превышает 1,5 млн в месяц, а число зарегистрированных слушателей достигло 7 млн.
Музыка интересна 100% аудитории, но далеко не все готовы за нее платить. Многие компании видят в этом возможности — они готовы предоставлять своим клиентам оплаченный доступ к качественному музыкальному сервису в обмен на лояльность. Так, Zvooq имеет около 40 партнерских договоров с крупными компаниями, в числе которых девять сотовых операторов в России и СНГ, несколько производителей мобильных телефонов, две торговых сети и больше двух десятков глобальных брендов. Мы верим в то, что доходы от музыкального стриминга будут расти. И в это верят инвесторы — с момента запуска вложения в сервис составили $25 млн.
Но легальный рынок пока еще очень хрупкий. Мы прочувствовали это на себе, когда компания «Яндекс», проигнорировав ранее подписанное с нами соглашение, переманила двух ключевых сотрудников сервиса, и вскоре некоторые решения и идеи, придуманные в Zvooq, были реализованы и в «Яндекс. Музыке». Капитализация нашего сервиса из-за замедления роста упала на $29 млн — на эту сумму мы подали иск к «Яндексу», потому что считаем, что для того чтобы рынок был цивилизованным, надо именно так защищать свои интересы.
Пока мы лишь в начале пути. Рано говорить, что пиратство побеждено. По доходам от онлайн-музыки Россия находится между 30-м и 40-м местом в мире, но входит в топ-10 по объемам ее потребления — на нелегальное воспроизведение в Рунете все еще приходится 85% стримов. Но мы твердо верим, что стриминговые сервисы — перспективное направление бизнеса.
Во-первых, потребители отказываются от приобретения и хранения музыки на дисковых носителях: так, в позапрошлом году в США интернет-трансляции заработали больше, чем продажи треков на CD, виниле и прочем ($1,87 млрд и $1,85 млрд соответственно).
Во-вторых, проникновение скоростного интернета, рост продаж смартфонов и других подключенных устройств позволят потребителям не скачивать композиции, а слушать их с помощью стриминговых сервисов во всех жизненных ситуациях.
В-третьих, пользователи привыкают платить за услугу. Я намеренно говорю «услуга», а не «музыка». Ведь стриминговый сервис должен не просто предлагать абонентам каталог и плеер для прослушивания треков, но и создавать функционал, с которым любой человек мог бы комфортно и быстро добавить музыку в свою жизнь, не отвлекаясь от основной активности. Редакторы Zvooq, например, составили более тысячи плейлистов под определенное настроение или ситуацию — вечеринка, дорога, учеба и т. д. Функционал стриминговых сервисов постоянно расширяется. Мы планируем, что через сервис в дальнейшем можно будет покупать и билеты на концерты.
Меня часто спрашивают, ощущают ли российские сервисы конкуренцию со стороны Apple Music. Оценочно число пользователей этого сервиса в России составляет 300 000-400 000 человек. Прежде всего это люди, которые ранее активно пользовались iTunes и уже платили деньги за музыку, но только в другом формате. Остальная аудитория продолжает выбирать между разными сервисами, тем более что стоимость месячной подписки на Apple Music в России — те же 169 рублей, что и у нас.
Мы много экспериментировали в отношении эластичности спроса и цен и пришли к выводу, что люди готовы платить и больше за качественный и удобный сервис. Думаю, уже в скором времени нас ждет повышение цен на премиум-функции в стриминговых сервисах. И это станет еще одним доказательством зрелости рынка.