К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Долгий план: готов ли Голливуд к продолжительной забастовке сценаристов и актеров

 Забастовка в Голливуде (Фото Zuma / ТАСС)
Забастовка в Голливуде (Фото Zuma / ТАСС)
Забастовка гильдий актеров и сценаристов США грозит голливудским студиям падением будущей выручки от кинопроката, так и не восстановившегося после пандемии. Аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов считает, что основными пострадавшими станут независимые студии, но помочь им, как ни странно, может российский рынок

Голливудские студии уже начали откладывать премьеры. Например, Sony перенесла на 2024 год релиз фильма «Крейвен-охотник» и новой части «Охотников за привидениями». Примечательно, что предыдущая одновременная забастовка и актеров, и сценаристов была аж в 1960 году. Отдельно забастовка актеров состоялась в 1980-м, а сценаристы бастовали в 2007–2008 годах. Причиной трудовых споров зачастую становился технический прогресс — появление кабельного ТВ или домашнего видео. В этот раз болевыми точками стали наступление стриминговых платформ и риски, связанные с развитием ИИ, благодаря которому уже можно экономить на актерах массовки. 

Явный ущерб для киностудий заключается в переносе фильмов и связанных с этим дополнительных расходах. Если с еще не отснятыми фильмами все понятно — актеры митингуют и съемки не ведутся, то с переносом уже готовых лент немного другая ситуация. Представители Гильдии актеров США (а это более 100 000 человек) не имеют права участвовать в промотурах и рекламных кампаниях новых фильмов. Все это не сулит дополнительной выручки студиям, которые и так еще не восстановили допандемийные уровни кассовых сборов. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Есть и неявные риски. Основной из них заключается в том, что за время забастовки предпочтения зрителей могут сместиться в сторону других форм развлечений. К примеру, люди вместо похода в кино начнут больше смотреть спортивные программы, чаще ходить в ресторан или играть в видеоигры. Ситуация не нова — множество переносов премьер за время пандемии до сих пор отражаются на посещаемости кинотеатров. 

 

Прокат не восстановился

Но почему же киностудии, несмотря на грозящие им потери, не идут навстречу актерам и сценаристам? Дело в том, что финансовое положение у них далеко не блестящее и ресурсов для уступок бастующим совсем немного. Давайте посмотрим, в каком положении сейчас мировой рынок кинопроката и насколько пандемия, а также такой фактор, как уход с российского рынка, повлияли на бизнес крупнейших киностудий.

Речь идет о так называемых мейджорах — Walt Disney (включая Pixar, Marvel и Lucasfilm), Warner Brothers, Universal, Columbia Pictures, Paramount и Lions Gate. Несмотря на то, что 21 Century Fox сейчас является частью Walt Disney, ее мы проанализируем отдельно, так как большую часть рассматриваемого нами времени она была отдельной компанией. Анализировать мы будем период с 2015 года по середину 2023-го, при этом разделим его на три временных отрезка — до, после и во время пандемии, ставшей переломным моментом для бизнеса киностудий. Все данные для анализа взяты здесь.

 
  • Первый отрезок — 2015–2019 годы. Это время стабильной работы кинобизнеса, когда мировые кассовые сборы компаний из нашей выборки варьировались в диапазоне $22,5–26 млрд в год.
  • Второй отрезок — острая фаза пандемии в 20202021 годах. В 2020 году мировые кассовые сборы упали до $3 млрд, или на 87% по сравнению с уровнем 2019 года. Причем львиная доля этих $3 млрд пришлась на начало года, когда еще не были введены карантинные ограничения. В 2021 году, несмотря на некоторое смягчение ограничений, кассовые сборы все еще были на относительно низком уровне в $12,8 млрд — почти вдвое меньше, чем в 2019-м.
  • Третий отрезок — постпандемийный период. В 2022 году бокс-офис вышел на отметку в $15,6 млрд, но это все еще заметно ниже уровня 2019-го. С учетом того, что за первое полугодие 2023-го кассовые сборы составили всего $8,3 млрд, даже успех «Барби» и «Оппенгеймера» не поможет вернуться на допандемийный уровень, а с учетом возможных переносов из-за забастовки касса может не дотянуть даже до уровня прошлого года. 

Если отдельно посмотреть на американский рынок, то там ситуация с восстановлением кинопроката не лучше. До пандемии сборы киностудий из нашей выборки достигали $8–10 млрд в год, в 2019 году — $9,2 млрд. С введением карантина сборы обрушились до $1,1 млрд и в 2022 году далеко еще не восстановились — $6,7 млрд, что на 38% меньше, чем в 2019-м.

Российский фактор

Свой вклад в проблемы мейджоров внес их уход из России в условиях ужесточения санкций в 2022 году. На выбранные нами компании пришлось порядка $161,3 млрд кассовых сборов в 2015–2023 годах во всем мире. Из них 61% приходится на международные рынки (вне США), а вот российский рынок за эти годы дал им около $3,4 млрд, что составляет 3,4% от сборов в международном прокате, или 2,1% от общемировых сборов. 

Наименьшая доля российского рынка в кассовых сборах у Disney — всего 1,9%. Наибольшая — у Columbia Pictures, у которой на Россию приходилось около 3% мирового бокс-офиса. У остальных студий доля российского рынка варьируется в диапазоне 2–2,7%. Таким образом, мы видим, что большинство студий вполне могли себе позволить «потерять Россию».

 

Однако здесь есть нюанс. Из России ушли не все киностудии. Например, фильмы Lions Gate («Джон Уик 4», «Операция Фортуны: Искусство побеждать», «Переводчик» и ряд других) вполне успешно продолжили показывать в кинотеатрах, причем без всяких уловок в виде предсеансового обслуживания. Относительно низкая доля кинорынка вынуждает такие компании биться за каждый доллар кинопроката и не ориентироваться на мейджоров. За последние полтора года общие сборы Lions Gate составили $829 млн, из которых на Россию пришлось 3,6% (плюс 1,5 п. п. к уровню до пандемии), а если смотреть только на сборы вне США, то доля России здесь уже составляет 7,3% (плюс 3,5 п. п.). Получается, что кинокомпания выиграла на своем решении остаться в России. Это неудивительно — компании важен каждый рынок, в отличие от ее более крупных конкурентов, чьи кассовые сборы в разы выше сборов Lions Gate и чей бизнес более диверсифицирован.

Оценка ущерба

Из всего вышесказанного напрашивается ряд выводов. Во-первых, несмотря на окончание пандемии, у Голливуда сохраняются проблемы с выручкой от кинопроката, что может говорить о смене предпочтений потребителей в сфере развлечений. Крупнейшие киностудии, безусловно, пострадают от забастовок, но с учетом диверсификации бизнеса удар по ним будет не такой сильный. Больше пострадают относительно мелкие студии и кинотеатры, которые еще не успели восстановиться после пандемии. Ну и, конечно же, потеряют актеры — не голливудские звезды, а низкооплачиваемые актеры массовки и исполнители ролей второго плана.

Во-вторых, ущерб понесут не только киностудии, но и стриминговые сервисы: съемки нового контента для них тоже встали на паузу до окончания забастовки, что может привести к более слабым показателям по притоку подписчиков в будущие кварталы.

В-третьих, дополнительным фактором, влияющим на финансовое положение киностудий, стали санкции против России. Но действие этого фактора неоднозначно. Мейджоры, заявив о репутационных рисках, ушли с российского рынка, который, однако, составлял совсем небольшую часть их бизнеса. На их финансовых результатах этот шаг кардинально не скажется. В то же время более мелким студиям уход крупных игроков дал возможность больше заработать в России, поэтому в ближайшее время мы можем увидеть попытки независимых студий выйти на российский рынок, что, помимо прочего, поможет им компенсировать потери от забастовок.

Представить ситуацию, в которой выигрывают и киностудии, и сценаристы с актерами, весьма сложно. Кому-то придется уступить. При этом время работает против всех сторон, поэтому договариваться нужно как можно скорее, иначе Голливуд ждет еще один кризис, соизмеримый по последствиям с пандемией.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+