К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Исландская сага о дефолтах


Тираны — лучшие партнеры кредиторов

Несколько дней назад, пролетая над Исландией, я задался вопросом: чем же закончился тамошний финансовый коллапс, заполонивший страницы мировой прессы в 2008 году и исчезнувший практически без следа к лету 2009-го, когда взорвавшиеся долговые проблемы отечественных корпораций и банков привлекли едва ли не наибольшее внимание публики? В этом году Исландия тоже засветилась в СМИ, но скорее в контексте извержения вулкана Эйяфьядлаекюдль и коллапса европейских авиаперевозок, а также триумфальных выборов исландского коллеги Евгения Петросяна мэром Рейкьявика. Такое невнимание к стране викингов весьма печально — в финансовых коллапсах самое интересное происходит не во время всеобщей паники, а в процессе разбора завалов.

Сам кризис был спровоцирован накоплением тремя крупнейшими банками страны и аффилированными с ними холдингами (более 90% активов банковской системы на начало 2008 года) неадекватно высокого долга в иностранной валюте. Привлеченные за рубежом займы и вклады инвестировались как в ликвидные акции за рубежом, так и в контрольные и блокирующие пакеты зарубежных компаний. При этом займы населению Исландии выдавались в основном в евро (около 80% внутреннего кредитного портфеля) либо были индексированы к нему (еще около 11%). Коллапс мировых кредитных рынков летом 2007 года привел к росту проблем с рефинансированием внешних займов, коллапсу валюты и резкому росту процентных ставок и стоимости страхования рисков исландских банков и исландского суверенного долга. В конце сентября — начале октября 2008 года правительство Исландии национализировало крупнейшие банки и ввело мораторий на обслуживание ими внешних долгов, ограничения на приобретение населением и компаниями иностранной валюты, упразднило привязку курса валюты к евро (это привело к немедленному ослаблению кроны почти вдвое с постепенным возвращением курса к сентябрьским значениям к концу 2008 года). Дальше последовала обычная кризисная свистопляска — снижение рейтингов, переговоры с МВФ и даже российским правительством, отставка кабинета министров и главы ЦБ (бывшего премьера и по совместительству идеолога финансового дерегулирования на протяжении 1980-1990-х).

К середине 2009 года, когда зарубежные корреспонденты и съемочные группы покинули страну, на повестке дня остались три неразрешенные проблемы: как расплатиться с зарубежными вкладчиками исландских банков (в основном Landesbanki), что делать с долгами исландских холдинговых компаний перед исландскими же банками и, наконец, что делать с валютными кредитами домохозяйств в условиях сжавшейся занятости и упавших зарплат.

 

Первая проблема осталась нерешенной до сих пор, и все попытки ее решить закончились ничем. Краткосрочные обязательства перед физическими лицами со стороны неплатежеспособных банков, даже при ограничении уровня выплат на одного вкладчика примерно в 5 раз, до €20 000, очень беспокоили многие правительства. Основные пострадавшие физические лица находились в Великобритании (300 000) и Нидерландах (120 000). Ситуация осложнялась тем, что банки привлекали вклады через 100%-ные «дочки», которые тоже оказались национализированными. По идее, в таком случае «бедным и голодным заплатит король». Финансовые власти этих стран наложили арест на исландские активы и выплатили своим вкладчикам компенсацию на «исландском» уровне — существенно меньшем, чем увеличенные в 2008 году уровни страховки в обеих странах. Кроме того, среди пострадавших по-крупному оказались такие структуры, как транспортная корпорация Лондона или же местные пенсионные фонды многих графств Британии. С учетом сомнительности существенной доли активов исландских банков реальный уровень выплат вкладчикам должен составить 10-15% от вкладов — но это не «по понятиям». Великобритания и Нидерланды не могут не заплатить своим пострадавшим гражданам. В результате власти Британии прогарантировали подавляющее большинство вкладов физических лиц. Но выплаты примерно €3,5 млрд по крупным и корпоративным вкладам оказались непокрыты этими решениями. Подписанный договор о компенсации примерно 5 млрд фунтов стерлингов «недосдачи» в виде долгосрочных выплат исландской стороной 4% ВВП Великобритании и 2% ВВП Нидерландам был провален на всенародном референдуме, а без него полная выплата невозможна.

Вторая проблема тоже оказалась весьма непростой, хотя паллиативное решение было найдено. Порядка половины кредитов проблемные в будущем банки выдали своим же холдинговым компаниям (при разборе завалов финансовой системы Казахстана ситуация оказалась абсолютно идентичной). Требование их немедленной выплаты привело бы к обвалу и исландского, и мирового фондовых рынков и поживе для стервятников на рынке прямых инвестиций. Поэтому с банками была проведена классическая «расчлененка». Были учреждены новые банки с активами порядка €16 млрд евро. Дополнительный капитал в размере примерно 30% исландского ВВП был предоставлен правительством из средств МВФ и других скандинавских стран. Долги трех новых банков с очищенными балансами за отданный правительству «мусор» составили около €7 млрд, или 90% докризисного ВВП страны. Вероятность, что банки расплатятся по этим долгам или залоги будут реализованы с прибылью, весьма мала. А возникший долг исландских налогоплательщиков только от этой процедуры составил около €23 000 с жителя, включая стариков и младенцев.

 

Проблема долгов исландцев перед своими банками менее масштабна, чем «международные» проблемы вкладчиков и корпораций, но не менее остра политически. При сокращении зарплат, занятости и ВВП пока спасение было в длительных выплатах пособий по безработице и быстрой стабилизации национальной валюты. Но уже сейчас снизившиеся доходы привели к росту дефолтов. «Амнистировать» местных должников неприемлемо с финансовой точки зрения, а отсутствие амнистии может привести в кресло премьера нового столичного мэра «Петросянсона». Быстрого и эффективного решения тоже не просматривается – но ситуация пока «подморожена».

Выводов из «закадровой» части исландской саги несколько. Во-первых, тираны (даже непросвещенные) — существенно лучшие партнеры по переговорам для кредиторов, чем демократически избранные правители. Урегулирование долгов перед населением (своим или чужим) в условиях демократии оказывается задачей, не имеющей решения. Тиранов можно уломать или подкупить, но сотни тысяч исландцев и сотню их представителей невозможно заставить одобрить решение даже о рассрочке платежей. Скорее всего, данный вопрос будет обсуждаться годами и конечным бенефициаром потерь, скорее всего, окажутся правительства, представляющие интересы вкладчиков, ибо реальных инструментов давления на Исландию у них нет. Во-вторых, хотя по реструктуризациям банков есть хорошо отработанный во многих странах сценарий (рекапитализация за счет правительства и вывод плохих активов за баланс), в случае с большими убытками в маленькой стране он работает со скрипом. Итоговым бенефициаром убытков всегда оказывается местное правительство. Власти крупного государства способны исполнить эту роль — но при населении 300 000 человек нагрузка может оказаться нереально большой. Поэтому всегда надо обращать внимание на размер «кредитора последней инстанции» — если это ЕС и ЕЦБ, можно спать спокойнее, чем если это очень маленькое, хотя и очень гордое государство. В-третьих, власти готовы заботиться о своих гражданах, под давлением иностранных правительств не забудут и об иностранцах, но пенсионные фонды и иностранные инвесторы будут всегда в «страдательном залоге». Поэтому нужно быть трижды осторожным при разрешении им вложений в иностранные активы и усиливать требования к их риск-менеджменту. А вообще Исландия очень красивая страна — если смотреть на нее с высоты птичьего полета и не иметь дела с ее банками.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+