В российской вертикали власти не так легко отыскать чиновника, которому уделялось бы столько же внимания, сколько его непосредственному начальнику. В этом плане руководитель московского департамента транспорта Максим Ликсутов — уникум.
Возможно, проблема пробок в городе так и не решена, зато заурядное ведомство превратилось для столичных автовладельцев в аллерген №1, по степени своей «злокозненности» оставляющий позади даже ГИБДД. Ведь зоны платных парковок расширяются гораздо чаще, чем меняются правила дорожного движения. Не говоря о том, что на московских улицах (особенно центральных) больше вероятности попасть под «клешни» эвакуаторов, нежели нарваться на придирчивого гаишника.
В итоге Ликсутов, не выходя за рамки полномочий, становится фигурой федерального масштаба.
Во-первых, путь к сердцу большинства московских избирателей лежит через их личный автотранспорт. Речь идет как минимум о 4 млн человек. Во-вторых, интересы столичных лендлордов, владельцев торговой и офисной недвижимости — а это топ «Золотой сотни» и крупнейшие госкомпании — тоже затрагиваются при попадании их объектов в территории с «упорядоченным» паркингом. В-третьих, в Москве работают практически все чиновники «категории A» вместе со своими помощниками, советниками и т.п. И даже эта весьма непростая публика вынуждена в повседневной жизни сталкиваться с результатами деятельности столичного дептранса. Свидетельством чему понедельничный инцидент, когда были эвакуированы машины сотрудников администрации президента, припаркованные на Новой площади.
Стоит ли удивляться появлению своеобразного антиликсутовского консенсуса, который консолидирует «низы» и «верхи» не хуже, чем, скажем, «Крымнаш»? Неслучайно прошлогодние атаки Алексея Навального на Ликсутова встретили не такой серьезный идеологический отпор, как это было, когда блогер-разоблачитель проводил инвентаризацию имущества видных «единороссов» или олигархов.
Очевидно, масла в огонь подливает и бизнесовый бэкграунд главы дептранса. С одной стороны, Ликсутов может показать в официальных декларациях намного больше, чем карьерные чиновники и партактивисты. С другой стороны, именно эти легализованные миллионы делают его чужим среди своих. И, разумеется, оставшийся от «прошлой жизни» шлейф связей с прежними деловыми партнерами — Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым, имеющими разнообразные интересы, в том числе и в транспортной отрасли, создает более чем благодатную почву для обвинений в конфликте интересов.
С учетом всех этих нюансов вполне правдоподобно выглядят апокрифические рассказы о том, что чуть ли не сам Владимир Путин, еще будучи премьером, добился делегирования амбициозного руководителя «Аэроэкспресса» в собянинскую команду. Бизнесмена отправили во власть не только потому, что он, в отличие от классического бюрократа, нацелен на конкретный результат и умеет монетизировать то, что обычному госуправленцу или «синему воротничку» не по силам. Эта его нацеленность, наряду с некоторыми аспектами биографии и обязательствами, идет новому работодателю как на пользу, так и во вред.
И куда сдвинется в результате чаша весов, решает отнюдь не мэр.
По крайней мере, «черные шары» из-за Ликсутова набирает Сергей Собянин, а бонусы, в случае отставки одиозного главы дептранса, постарается извлечь Кремль. Комитет гражданских инициатив в своем новом докладе прогнозирует активизацию протестного движения, аналогичную той, которая наблюдалась в 2011-2012 годах. И подобно тому, как три года назад был «принесен в жертву» Анатолий Сердюков, теперь аналогичная судьба вполне может ждать Ликсутова. Его гипотетическая отставка, как в свое время сердюковская, поменяет внутриэлитный расклад, ослабит одни группы влияния и усилит другие, серьезно скорректировав потоки распределения 4,5 трлн рублей, которые до 2020 года предполагается направить на решение московских транспортных проблем. Но репутационное пике Сердюкова явилось в значительной мере следствием борьбы за оборонзаказ. А отношение к Ликсутову столичных обывателей не особо зависит от того, выигрывает ли махмудовско-бокаревский «Трансмашхолдинг» тендеры на поставку вагонов для столичного метро или трамваев и получает ли преференции Центральная пригородная пассажирская компания, также входящая в сферу интересов бывших ликсутовских деловых партнеров.
Для рядовых автовладельцев, гражданских активистов и драйверов «уличной политики» количество «крокодилов» на столичных улицах гораздо важнее того, сколько миллиардов из московской казны досталось Махмудову и Бокареву. А в силу сказанного выше федеральный резонанс кадровым перестановкам в дептрансе гарантирован.
В этом и заключается нынешняя специфика рекрутирования бизнесменов во власть.
Они не столько кадровый резерв, сколько расходный материал.
И, например, участь новоиспеченного директора Новосибирского театра оперы и балета Владимира Кехмана, превратившегося в своеобразного опричника Минкульта, мало чем отличается от ликсутовской.
У «Аэроэкспресса» и прочих компаний, прежде принадлежавших главе столичного дептранса, не было таких долгов перед госбанками, как у кехмановской JFC. И успешный транспортный магнат, казалось бы, гораздо хуже управляем, чем разорившийся «банановый король».
Но Ликсутов и Кехман, как и подавляющее число их коллег, сделали свои состояния на посредничестве, а не на создании новых ценностей.
Доступ к «окну» на таможне или дешевому лизингу был для них слишком важен, чтобы недооценивать то, что теперь обозначается красивой аббревиатурой GR. Почти каждый мало-мальски крупный отечественный капитал зависит от благосклонности государства, пусть он хоть трижды не сырьевой и без приватизационных «скелетов в шкафу». Поэтому, призывая представителей «третьего сословия» на госслужбу, власть ничего не теряет. Только приобретает, еще больше дискредитируя бизнес в глазах общества и тем самым страхуясь от нежелательных для себя альянсов.
Ликсутов едва ли стал популярнее в народе благодаря «зачистке» Новой площади. Зато сдержанно-одобрительная реакция Кремля, как уточнил пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков («никаких прав в этом районе, откуда были увезены [машины], ни у кого нет. Это касается как личных автомобилей сотрудников администрации, так и служебных машин управделами президента»), в который раз доказала главе столичного дептранса, что никакой PR не работает без качественного GR.