К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Зачем государству знать о втором гражданстве

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Логика нового закона опирается на подозрительное отношение к владельцам иностранных паспортов

Как известно, ст. 51 российской Конституции устанавливает, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».

Однако власти все же хотят получать такие свидетельства, в частности о связях россиян с иностранными государствами.

26 мая профильный комитет Совета Федерации рекомендовал одобрить законопроект «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предложенный депутатом Думы от ЛДПР Андреем Луговым.

 

Законопроектом предусматривается установление обязанности для российских граждан уведомлять в течение 60 дней уполномоченный российский орган о наличии иностранного гражданства или вида на жительство. За неуведомление предложено ввести уголовную ответственность в виде штрафа до 200 тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до 400 часов. А если государство будет уведомлено с нарушением срока или получит заведомо недостоверные сведения, то виновный  подвергнется только административному штрафу от 500 до 1000 рублей. Сразу нужно заметить, что новые обязанности не коснутся российских граждан постоянно проживающих за границей.

Перестройка и открытие границ после распада СССР дали многим его гражданам надежду на получение новых возможностей в других странах. Изначально основными мотивами для получения иностранного гражданства бывшими гражданами союзных республик были доступ к системе социальной поддержки и обеспечения иностранных государств, прежде всего развитых стран Европы и Северной Америки, а также доступ к рынку труда и стабильной валюте.

 

Когда же условия жизни и возможности для заработка в России и иностранных государствах сравнительно выровнялись, на первый план вышло стремление к безвизовому перемещению по миру. Если в США и Великобритании с ее бывшими колониями нужно предпринимать определенные усилия (например, прожить долгое время) и поклясться в верности стране, чтобы получить заветный паспорт, или стать беженцем, то, например, на островах Сент-Китс и Невис (программа утверждена лично королевой Великобритании), Доминике, Антигуа или Гренаде достаточно просто заплатить цену одно- или двухкомнатной московской квартиры. Аналогичные, но уже более дорогие программы «покупки» гражданства есть теперь и у Кипра и Мальты. Другие же европейские страны, например, Латвия, Болгария, Венгрия и Эстония пока ограничиваются предоставлением вида на жительство.

Множественность гражданств у одного лица достаточно распространенное явление в мире, по крайней мере начиная c 1990-х годов. Например, самыми желаемыми паспортами для безвизовых поездок являются паспорта Великобритании, Финляндии и Швеции, они дают возможность посетить без виз 173 страны. Далее следуют Германия, Дания, Люксембург и США (172 страны). Стоит отметить, однако, что интерес к гражданству США был в последнее время осложнен появлением закона FATCA и успешной налоговой войной против швейцарских банков. Россия в этом списке занимает лишь 41-е место. С нашим паспортом без виз можно посетить уже более 95 стран, что неплохо, но Шенгенская зона и страны ЕС, за исключением Кипра, пока требуют от россиян оформлять визы и платить сборы за их выдачу. Кстати, первой бывшей республикой СССР (без учета Прибалтики), которой полностью открыли с 28 апреля 2014 года безвизовый доступ в страны Шенгена и ЕС, стала Молдова.

Вся эта ситуация говорит только об одном: чтобы граждане не нуждались в получении другого паспорта, государству стоило бы проводить более активную политику по снятию визовых и миграционных барьеров.

 

Вместо этого в пояснительной записке к законопроекту россиян, по вполне понятным и описанным выше объективным причинам получивших иностранное гражданство или вид на жительство, записывают в число лиц, мягко говоря, неблагонадежных для Отечества. «Поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается». Аргументация в пояснительной записке больше походит на личную субъективную оценку последствий получения иностранного паспорта, а также абсолютно не объясняет необходимость уведомления о получении вида на жительство. Кроме того, никто не отменял презумпцию невиновности, а тем более уже упомянутую ст. 51 Конституции.

Удивляет также употребление далее понятия «интерес народа» вместо «национального интереса». «Волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству». Обычно от имени народа ведутся дела в судах США.

В неизменяемой части первой ст. 6 Закона «О гражданстве РФ», прямо сказано, что «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом», а законопроект Андрея Лугового фактически заставляет Россию без всякого международного соглашения признавать своих граждан одновременно иностранными, что сейчас возможно на основании таких соглашений о двойном гражданстве только с Туркменистаном и Таджикистаном. После принятия поправок в законе появится противоречие. Но изменить первую часть ст. 6 Закона о гражданстве не так просто, фактически в ней цитируется ст. 62 Конституции, а это уже практически непроходной вариант для законодателя.

Действующий закон предполагает, что никакие документы о другом гражданстве не должны приниматься во внимание на территории нашей страны при наличии у лица российского паспорта.

Отсюда и очевидная причина возникновения законопроекта: у властей пока нет законных оснований требовать у любого россиянина доказательств его конституционно-правовой связи (гражданство) с иностранным государством. Очень сложно выявить наличие у россиян иностранного гражданства, еще сложнее – выявить вид на жительство. Ведь, проверка наличия или отсутствия визы иностранного государства при выезде или въезде в Россию не входит в обязанности российских пограничников.

 

Отдельно хотелось бы обратить внимание на то, что россияне постоянно проживающие за границей, освобождаются от обязанности уведомлять российские миграционные органы о другом гражданстве. Совершенно очевидно, что закон должен действовать для всех одинаково, в противном случае можно говорить о возникновении дискриминации одной категории лиц с российским гражданством перед другой, и это может быть предметом судебных оценок.

Итак, что в сухом остатке? Если законопроект примут, варианта два: уведомлять территориальный орган российской миграционной службы или ждать первых административных штрафов. В любом случае ч. 2 ст. 6 «Закона о гражданстве РФ» прямо говорит, что «приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+