К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Какой должна быть экономика «третьего сектора»

фото Коммерсантъ
фото Коммерсантъ
Финансирование российских НКО не должно зависеть только от государства

Одна из главных тем, находящихся сегодня в центре внимания активной части общества и некоммерческих организаций, особенно после принятия известного закона об «иностранных агентах», - экономика «третьего сектора». Проще говоря, на какие средства должны жить и развиваться НКО? Как сделать их деятельность более устойчивой?

До сих пор в массовом сознании преобладает инфантильное мнение, что некоммерческие организации - это «бесплатно», там люди должны трудиться только на добровольных началах, а если и получать вознаграждение за свой труд, то чисто символическое.

Конечно, бывают и такие НКО. Однако очевидно, что большинство некоммерческих организаций, в том числе «социально ориентированных», несут административные расходы: оплачивают аренду, услуги бухгалтеров и юристов и т. д. Здесь подрастает свой менеджмент, который должен получать зарплату, чтобы полностью отдаваться любимому делу, а не пытаться совмещать его с нелюбимой работой в ущерб тому и другому.

 

Откуда же организациям брать средства для выполнения своей миссии?

Сегодня государство выказывает готовность стать главным «благотворителем» для НКО. И действительно, не может не радовать то, что в последние пару лет на «третий сектор» выделяются куда более значительные средства, чем раньше (хотя и несравнимо меньше, чем в других развитых странах, таких как Германия или США). В 2013 году на финансирование социально ориентированных НКО только из федерального бюджета выделено 3,2 млрд рублей, и до конца года еще 250 млн будет направлено на поддержку правозащитных и иных организаций. К этому надо приплюсовать миллионы региональных ассигнований. Но государственный монополизм в этой сфере отнюдь не является безусловным благом для гражданского общества. Он порождает зависимость от этого единственного или основного источника финансирования, появление псевдо-НКО, прикормленных властями различного уровня.

 

Главная задача сегодня – построение самостоятельной экономики некоммерческого сектора, не зависящей целиком и полностью от государственных денег. Мы должны ответить на вопрос: что можно и нужно сделать при существующих «правилах игры», чтобы повысить устойчивость НКО.

Понятно, что необходимо развивать альтернативные источники финансирования, наращивать их долю в бюджете НКО. Это членские взносы (для членских организаций), частные и корпоративные пожертвования, доходы от оказания услуг, от целевых капиталов, использование различных финансовых инструментов, таких как кредиты и депозиты. Некоторые механизмы только начинают применяться в России.

Конечно, для каждой конкретной НКО подойдет какой-то свой способ финансирования. Понятно, что аналитические центры вряд ли могут рассчитывать на большой объем частных пожертвований, зато они могут получать доходы от оказания услуг – что не возбраняется законом, лишь бы деньги тратились на уставные цели. А для тех же благотворительных организаций подойдет создание целевых капиталов, сбор частных и корпоративных пожертвований. Как, что и кому – это вопросы профессионального обсуждения. Но главное, мы должны понимать, что эти альтернативные источники финансирования есть.

 

И здесь все упирается в желание НКО этим заниматься. Конечно, проще получить субсидии от государства, гранты каких-то окологосударственных фондов. На привлечение средств из других источников часто необходимо больше времени, ресурсов, сил и умений. Но ведь это вложения в собственное развитие, в собственное будущее, в собственное реноме.

Неправда, что в России никто не умеет собирать частные и корпоративные пожертвования.

Кроме всем известного фонда «Подари жизнь» есть некоторое число организаций, практически в каждом регионе, которые с успехом собирают частные пожертвования. Согласно Ежегодному докладу Форума доноров о состоянии и развитии фондов в России за 2012 год, суммарный бюджет 70 фондов превысил 13 млрд рублей (сравните с 3,2 млрд от государства). Более половины этих средств (51%) приходится на бюджеты корпоративных фондов. Для многих из них приоритетным направлением деятельности является поддержка образования, и именно в образовательные учреждения они вкладывают значительные средства, но эти учреждения отнюдь не всегда зарегистрированы в форме НКО.

И без государственного участия нам тоже не обойтись. В первую очередь власть должна создать различные правовые механизмы, которые сделают удобным и эффективным процесс независимого финансирования НКО. Предпосылки для этого формируются. Например, недавно у физических лиц появилась возможность получить налоговый вычет с пожертвования в пользу НКО: от подоходного налога освобождаются пожертвования в размере не более 25% от годового дохода. Но в реальности осуществить это довольно сложно. Человеку, который пожертвовал какую-то сумму НКО, приходится собирать справки, ходить с ними в налоговую инспекцию, а потом ждать получения налогового вычета.

Сейчас Минфин создает механизм, который позволит налоговый вычет автоматически по желанию жертвователя тоже отправлять в адрес НКО. Этот процесс, надо сказать, происходит не быстро, но хорошо хоть, что в Минфине понимают важность его создания. Возможно, скоро налоговые льготы появятся и для благотворителей — юридических лиц. Минэкономразвития разработало проект закона, по которому они могут освобождать от налогообложения прибыль, направленную в целевой капитал НКО (но не более 1%).

 

В общем, над экономикой НКО, «рынком НКО» еще работать и работать. Неслучайно это стало одной из важных тем на состоявшемся 23 ноября в Москве Общероссийском гражданском форуме.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

30.01.2025