Партийная реформа, объявленная президентом Дмитрием Медведевым в декабре 2011 года и реализованная в законе от 2 апреля 2012 года, привела к резкому росту числа политических партий. Уже через 3 месяца после вступления закона в силу, на старте прошлогодней октябрьской избирательной кампании право участвовать в выборах имели 27 партий. Сейчас число зарегистрированных партий достигло 71, а право участвовать в большинстве сентябрьских выборов имеют 53.
Таким образом, уже превышен рекорд, достигнутый в 2004 году, когда за голоса могли бороться 46 партий.
Но есть существенная разница. Тогда для регистрации своих кандидатов и списков все непарламентские партии должны были собирать подписи избирателей или вносить залог. Это заметно ограничивало их участие в выборах. Самая большая конкуренция в те годы была зафиксирована в Республике Алтай — 13 списков, в среднем по стране было примерно 7 списков на регион.
Сейчас кандидаты и списки всех партий регистрируются в заявительном порядке. Иными словами, выдвинуть и зарегистрировать список партии почти ничего не стоит. Уже на прошлогодних октябрьских выборах в двух региональных выборах приняли участие 16-17 партийных списков.
Конечно, вряд ли можно рассчитывать, что сейчас все 53 партии выставят кандидатов на всех региональных, а тем более муниципальных выборах. Но у партий есть стимул участвовать в как можно большем числе кампаний. В законе сказано, что партия, чтобы не лишиться регистрации, должна за 7 лет набрать определенное число случаев участия в выборах. Два самых простых варианта — либо одно участие в выборах в Госдуму, либо участие в 17 выборах в региональные парламенты. Но сейчас постоянно обсуждается возможность восстановления на выборах в Госдуму (не исключено, что и на следующих региональных выборах) фильтра для непарламентских партий в виде сбора подписей или чего-то аналогичного. И потому партии подталкиваются к тому, чтобы идти на выборы сейчас, пока это легко.
Помимо этого, для участия в выборах много разных мотивов. Одни партии надеются на успех (то есть на избрание их кандидатов), хотя не у всех такие надежды обоснованны. Другие просто пробуют силы, заодно раскручивая свой бренд.
Третьи выполняют заказ власти, выступая в качестве спойлеров оппозиционных партий или поставляя технических кандидатов.
Итак, партий много, и они разные. Разобраться в этой полусотне названий непросто. Впрочем, недавно появились два справочника. Один был подготовлен Центризбиркомом, другой — автором этой статьи. В обоих основное внимание обращается на личности партийных лидеров и основные положения партийной программы.
Сначала несколько общих замечаний и наблюдений. Главное дело политической партии — участие в выборах. Поэтому логично ожидать, что люди, создающие новую партию, имеют определенный опыт участия в выборах в качестве кандидатов. Но оказалось, что среди партийных лидеров довольно много людей, такого опыта не имеющих. Тут очень помогла база данных «Российская электоральная статистика», созданная Центром «Геликс» во главе с профессором Григорием Голосовым, которая содержит информацию обо всех кандидатах, участвовавших в федеральных и региональных выборах в период 1999–2011 годов. И выяснилось, что многих лидеров в этой базе нет. Конечно, кто-то участвовал в выборах не как кандидат, а как политтехнолог, кто-то, возможно, участвовал только в муниципальных выборах, кто-то пытался участвовать, но получил отказ в регистрации.
Но в целом это не меняет картины: многие партии созданы людьми, плохо представляющими, что такое выборы.
Тем самым подтверждается давно возникшее предположение, что большая часть вновь созданных партий — не политические, а политтехнологические проекты.
Что касается партийных программ, то помимо их содержания интересным может показаться даже сравнение их объемов и подходов к их составлению. У одних партий подробные программы, где в начале говорится об идеологии партии и ее целевой аудитории. У других — просто набор не очень связанных предложений.
У третьих программы столь краткие и малосодержательные, что создается впечатление, будто их писал студент младшего курса.
Поэтому при попытке классификации новых партий пришлось в качестве главного критерия выбрать не идеологию, а нечто другое. И все партии были разделены первоначально на три категории. Первая категория — политические и лидерские партии. К политическим мы отнесли в первую очередь партии, имеющие ярко выраженную политическую программу и лидера (лидеров), проявивших себя в политике. К лидерским партиям —партии, созданные для удовлетворения личных лидерских амбиций. Грань между этими двумя категориями довольно расплывчатая, к тому же почти все лидерские партии, как и политические, имеют четкую идеологическую идентификацию. В связи с этим мы объединили эти партии в одну группу. И только эту группу мы делим дальше по идеологическому критерию: на консервативно-патриотические, левые, либеральные и прочие (последние — это в основном партии «одного вопроса»).
Вторая группа — партии, созданные на базе или при участии неполитических общественных объединений. Большая часть этих партий так или иначе связана с «партией власти» и, скорее всего, будут выступать как сателлиты «Единой России».
Третья группа — политтехнологические партии. Основных критериев для отнесения партий к этой категории три: краткая и малосодержательная программа, неизвестные лидеры, отсутствие сайта.
Подробнее обо всех этих партиях мы поговорим в следующих статьях.