Девальвация юаня хорошо демонстрирует опасные последствия бестолковой денежно-кредитной политики США, а еще свидетельствует о фундаментальном недостатке современного экономического мышления. Фактически мы наблюдаем интеллектуальное банкротство, которое угрожает экономическому росту и может привести к политическим потрясениям по всему миру.
В долгосрочной перспективе это означает, что эпоха доллара — короля всех валют — подходит к концу, если только следующий президент США не будет обладать нужными знаниями, чтобы обратить вспять десятилетиями идущий процесс обесценивания доллара.
Укажем на некоторые ключевые моменты:
1) Действия Китая не являются традиционной девальвацией. Скорее всего, это реакция на недавний (временный) всплеск стоимости доллара. Нестабильность американской валюты наносит ущерб независимо от того, идет ли речь о ее укреплении или ослаблении. Часы, которые не показывают точное время, бесполезны - неважно, отстают они или спешат. С середины 2012 года курс юаня по отношению к средневзвешенной корзине валют торговых партнеров укрепился на 22%. После этого Пекин принял меры.
2) Доллар, вероятно, сохранит свою силу. Пока ФРС не изменит политику по процентным ставкам и банковскому регулированию, у потребителей, а также малых и новых предприятий будут проблемы с кредитованием. ФРС фактически заморозила банковские резервы, что означает опасность, которой боится любой Центральный банк, - дефляцию. Юань, несмотря на заверения Пекина, скорее всего, переживет некоторый опыт девальвации – в противоположность ползучей ревальвации, которая началась в середине прошлого десятилетия. Цены на такие товары, как нефть, золото и медь, испытают сильное понижательное давление.
3) Девальвация юаня не останется без последствий. Ряд китайских компаний и местных органов власти в последние годы набрали долгов в долларах, забыв, что случилось с заемщиками во время азиатского кризиса 1997-1998 годов. Очередные потрясения стимулируют еще больший отток капитала богатых китайцев из страны. Неопределенность нанесет удар по внутренним инвестициям и замедлит приток прямых иностранных инвестиций. Политическая напряженность в отношениях с США уже появилась (и демократы, и республиканцы рассержены растущими притязаниями Пекина на спорные воды и острова) и будет усугубляться.
Все эти факторы создают угрозу для возобновления глобального экономического роста.
Пекин может использовать нестабильность доллара, чтобы уменьшить влияние США и создать основанный на юане денежно-кредитный блок с некоторыми из своих соседей, особенно с Индонезией. Долларовый шторм наносит ущерб экономике таких стран, как Индия, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Южная Корея и Филиппины.
В сочетании с резким снижением военной мощи США из-за политики президента Обамы и его преднамеренной слабости по отношению к Ирану, ИГИЛ и России скачки доллара дают Пекину долгожданный повод для начала строительства в Азии «сферы взаимного процветания», изоляции Японии и вытеснению США из региона. Это путь к смертельной нестабильности в духе 1930-х годов.
Если бы денежно-кредитная политика США проводилась частной компанией, она уже давно была бы объявлена банкротом.
Сегодняшняя экономическая номенклатура думает, что деньги - это инструмент для управления и контроля хозяйственной деятельности. Но это все равно что считать, будто манипулирование весами поможет победить ожирение.
Деньги не богатство сами по себе. Они измеряют стоимость товаров и услуг, так же как рулетка измеряет длину, а часы время. Деньги – это претензии на товары и услуги. Без способности к торговле друг с другом мы бы до сих пор жили в пещерах. Но без четкой системы мер и весов торговля невозможна. Поэтому так важен стабильный курс.
Нестабильные деньги мешают инвестированию. В конце концов, зачем рисковать, если вы не знаете, по какому курсу будете возвращать долги? Сокращается и горизонт инвестирования. Чем дольше период ожидания, тем больше риск хаоса.
Подавляя рыночную цену заимствований, ФРС снизила объем банковского кредитования. Точно так же замораживание стоимости аренды жилья становится препятствием для строительства новых домов.
Принятое в начале прошлого десятилетия Министерством финансов и Федеральной резервной системой решение о постепенном ослаблении валюты стоило экономике миллиарды долларов потерянного роста. Слабый доллар спровоцировал бум на сырьевых рынках, которые поглотили бесчисленные миллиарды долларов инвестиций. Все думали, что раз цены растут, то нам нужно больше таких товаров. Но ценовые сигналы оказались неправильными; они отражали не дефицит, а слабость доллара. Это все еще проявляется в скачках цен на недвижимость, которые мы наблюдаем.
За рубежом растущие цены на сырьевые товары привели к впечатляющему процветанию в таких странах, как Бразилия, Россия и Южная Африка. Теперь, однако, эти же страны переживают экономический спад, который усугубился благодаря укреплению доллара.
Излишне говорить, что такие «американские горки» опасны для большинства стран мира, а это не способствует качественной внутренней политике или конструктивному поведению на глобальной арене. Зато создаются все условия для валютных войн и протекционизма в духе 30-х годов прошлого века.
Перевод, оригинал колонки:
http://www.forbes.com/sites/steveforbes/2015/08/19/why-chinas-devaluation-while-small-is-bad-news-for-the-global-economy/