В среду Федеральная резервная система впервые за 9 лет решилась на повышение ставок (+0,25 п.п.), которые до этого семь лет оставались на нулевых уровнях. Решение о повышении ставок было ожидаемо рынком. К такому шагу ФРС тщательно готовила инвесторов последние два года, после того как сигналы о сворачивании QE3 привели к стремительному обвалу долговых рынков во второй половине 2013 года. Можно сказать, что план подготовки в целом удался. Судя по первой реакции рынков, рост ставок уже был заложен в ценах. Ожидания декабрьского решения ФРС реализовались в курсе доллара, упавших сырьевых ценах, подешевевших активах и валютах развивающихся стран, росте доходности корпоративных мусорных облигаций (с весны ставки здесь выросли на 2-3 п.п.).
Однако принцип «главное начать» в данном случае не работает.
Если для подготовки к первому повышению у регулятора было достаточно много времени, то дальше таких возможностей не будет, а оценивать влияние на рынки принимаемых решений проще не станет. Взлет доходности тех же корпоративных облигаций (High Yield Bonds) негативно повлияет на экономический рост и инвестиции в США. Сложность в том, что внутренняя и внешняя экономическая конъюнктура далеко не столь позитивна, чтобы оправдать устойчивый цикл повышения ставок. Рост мировой экономики крайне слаб и риски рецессии существенно выросли за последний год, что негативно сказывается на доходах и прибылях американских компаний. Рост доллара уже привел к резкому ухудшению торгового баланса США, ненефтяной дефицит вырос до рекордных уровней. Промышленность США находится в стагнации, а годовая динамика производства в ноябре впервые с 2009 года зафиксировала падение (-1,2%), деловая активность в производственном секторе подтверждает стагнацию, загрузка производственных мощностей упала до минимумов за 4,5 года. Продажи на внутреннем рынке США растут крайне медленно, что привело к росту затоваренности складов до рекордных с лета 2009 года уровней.
Это указывает на дальнейший спад производства.
Не все в порядке и на рынке недвижимости, склонность американцев к покупке собственного жилья снижается с кризиса 2008 года – доля собственников жилья упала до уровней конца 1960-х годов. Есть и структурные сдвиги на рынке труда, которые не позволяют рассчитывать на устойчивый экономический рост, так как экономическая активность населения остается на минимальных уровнях с конца 1970-х годов.
Инфляционные ожидания потребителей пока остаются ниже обычных для последних десятилетий уровней и держатся вблизи пятилетних минимумов. Рыночные инфляционные ожидания указывают на то, что рынок вообще не верит в возможность устойчивого возврата инфляции к 2% (целевой уровень ФРС), ни в ближайшие годы, ни через 5 лет, ни через 10 лет. В другой ситуации такая динамика заставила бы ФРС задуматься не о повышении ставок, а об их понижении и дополнительных стимулах. Почему же сейчас, при слабом росте экономики и низких инфляционных ожиданиях, ставку приходится повышать? Дело в том, что производство – это только небольшая часть американской экономики, более 2/3 которой составляет сектор услуг, который демонстрирует рост: потребление услуг в реальном выражении активно растет, а инфляция цен на услуги приблизилась к 3%. Как только ослабеет эффект от падения цен на энергоресурсы (а вечно падать не могут даже цены на нефть), общее инфляционное давление начнет расти. Программы стимулирования экономики в последние семь лет привели к стремительному росту стоимости активов, так что финансовые пузыри на волне нулевых ставок уже сформированы и могут стать еще больше. Несмотря на структурные проблемы, экономика создает около 200 000 рабочих мест ежемесячно, уровень безработицы снизился до 5%, зарплаты, хоть медленно, но растут. Доступность кредитных ресурсов привела к значительному росту долговой нагрузки на корпорации. Общие темпы роста кредитования в американской экономике держатся на устойчиво высоких уровнях даже при относительно низких темпах роста доходов. Этот год будет первым с 2008-го, когда годовые темпы роста банковского кредита будут устойчиво выше темпов роста депозитов.
Сложившиеся тенденции сместили риски в сторону ускорения инфляции и угрозы финансовой стабильности, перевесив риски для экономического роста.
Есть все предпосылки к тому, что в 2016 году повышение ставок продолжится, но, скорее всего, не до уровня, указанного в прогнозах монетарных властей (1,2-1,5% на конец года). Ожидания рынка скромнее, игроки верят в повышение к концу 2016 года на 0,5 п.п.; регулятор прогнозирует повышение ставки до 3-3,5% к концу 2018 года, рынок закладывает ставку ниже 2%. Кому-то придется корректировать свои прогнозы. Скорее всего, это будет Федеральный резерв, иной вариант увеличит риски для финансовой стабильности, а попытки регулятора идти на более быстрое ужесточение вряд ли позволят сохранить даже текущие умеренные темпы экономического роста. Учитывая неоднозначность экономических тенденций, ФРС будет вынуждена снижать свои прогнозы ставок в сторону рыночных ожиданий и двигаться вперед очень медленно, иначе у нее будут все шансы повторить опыт ЕЦБ, которому после двух повышений ставки в 2011 году пришлось обнулить ставки и запустить новые программы стимулирования. Монетарные власти США первые заинтересованы в финансовой стабильности, потому не стоит переоценивать риски процесса нормализации денежно-кредитной политики в США. Изменения рынков в 2013-2015 годах уже дисконтировали все, на что способна ФРС в ближайшие год-два.