Сегодняшние «американские горки» на рынке нефти могут иметь различные объяснения — геополитика, «сланцевая нефть», «торможение» Китая, игры на рынке нефтяных производных, — и каждое из этих объяснений является справедливым в своей части. Но не следует забывать, что в 2014 году американский доллар занял первое место в мире по темпам укрепления и намного обогнал все основные мировые валюты, а также серебро и золото.
Цена любого актива на рынке определяется балансом спроса и предложения. В качестве базового закона рынка это правило не подвергается сомнению, несмотря на монополизацию, манипуляции и вмешательство государства в регулирование.
Тем не менее существует еще один фактор рыночного ценообразования, который, возможно, играет в нынешних условиях роль даже большую, чем спрос и предложение на рынке реального товара. Этот фактор — измерение масштаба цены, а точнее, использование той или иной валюты для выражения цены товара или услуги.
Иными словами, в падении цены на нефть есть очень большая доля «просто» увеличения стоимости доллара по отношению к другим валютам и товарам, а также «эффекта спекуляций» на рынке производных инструментов, торгуемых за доллары.
Доллар и нефть
Если мы сравним изменения индекса доллара и цены на нефть (см. рис. 1), то увидим, что, начиная с 2001-2002 года, эти два показателя ведут себя весьма синхронно — когда доллар растет, нефть падает, и наоборот.
При этом масштабы колебаний нефти составляют ±80%, а индекса доллара — ±20%. Такой разброс объясняется тем, что нефть за последние 15-20 лет превратилась из «просто» сырьевого товара в активно торгуемый финансовый инструмент, для которого «плечо 1:4» является вполне привычным и объясняется тем, что значительные торгуемые объемы нефти имеют «виртуальную» природу и представлены в виде фьючерсных контрактов.
Подобное сравнение доллара с другими сырьевыми товарами (прежде всего металлами и зерном) показывает, что их цены начали падать раньше (2011-2012 годы) и только нефть «держалась» достаточно долго. Но в середине 2014 года и она «сдалась» под напором укрепляющегося доллара.
Возникает закономерный вопрос — как долго будет длиться процесс укрепления доллара и когда может начать расти цена на нефть?
Доллар, бюджет США и ставка ФРС
Прежде всего, попробуем ответить на вопрос, от чего зависит рост / падение доллара?
Последние 25 лет одним из главных «драйверов» движения индекса доллара было состояние американского бюджета, а именно размер его дефицита или профицита (см. рис. 2).
Ярко выражены периоды президентства:
— Билла Клинтона (1993-2000) — дефицит снижается и переходит в профицит, доллар растет;
— Джорджа Буша (2001–2008) — растет дефицит, доллар падает;
— Барака Обамы (с 2009 года) — дефицит снижается, доллар растет.
По контрасту со сбалансированным бюджетом во времена Клинтона, после 2001 года (прежде всего, в связи с событиями 11 сентября) при Буше быстрыми темпами нарастает объем государственного долга. Спасение американской экономики после кризиса 2007-2008 годов также не обошлось без существенных бюджетных трат. В настоящее время, несмотря на усилия Обамы, общий долг казначейства превышает 100% ВВП.
Такой объем долга весьма тяжело обслуживать даже при относительно невысоких (4-5%) ставках, и вследствие роста величины долга у ФРС не остается выхода, кроме как снижать ставки. То, как ФРС помогает американскому бюджету, хорошо видно на рис. 3. Ежегодные платежи по обслуживанию госдолга растут или снижаются в зависимости от изменения ставки, устанавливаемой ФРС. Последние 35 лет эта ставка неуклонно снижается (хоть и не без «отскоков»), а с 2008 года она «опущена» практически до 0%, что очень сильно облегчает правительству США обслуживание весьма большого (более 100% ВВП) государственного долга.
Когда можно ждать «разворота» доллара и нефти?
Из того, что было представлено выше, следует, что изменение тренда цены на нефть тесно связано с изменением состояния бюджета США, прежде всего, его дефицита. Который, в свою очередь, находится в большой зависимости от уровня ключевой ставки. Бюджет 2015 года лучше бюджета 2014-го, а бюджет 2016-го прогнозируется лучше, чем в 2015-м. Но уже начиная с 2017 года прогнозируется постепенное ухудшение. Повышение ставки ФРС, ожидаемое во второй половине этого года, бюджетную ситуацию будет только усложнять, увеличивая процентные расходы и темп роста долга. Расчеты показывают, что даже повышение ставки ФРС до 2% приведет к резкому росту стоимости обслуживания долга и темпов его увеличения. Поэтому ожидать быстрого и существенного роста ставки в ближайшее время (а может, и на протяжении многих лет) не приходится.
Что это означает для цены на нефть?
Если говорить о 2015-2016 годах, то это сохранение уровня «дна», о котором, конечно, можно спорить (50-60-70$) и который, несомненно, определяется не рынком «виртуальной» нефти, а уровнем добычи и мировым спросом на нефть.
В 2017 году и далее возможны различные сценарии, связанные с постепенным ростом цен на нефть. При этом стоимость доллара, связанная с уровнем госдолга США и стоимостью его обслуживания, будет играть ключевую роль в формировании конкретного ценового тренда.