Некоторые читатели журнала Forbes считают, что Россия вступила на путь, ведущий ее к гибели и исчезновению, и это ввергает их в тоску. На самом же деле печалиться не нужно. Действительно, события 2014 года изменили перспективы Российской Федерации — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Действительно, эти перспективы во всех трех временных горизонтах ухудшились настолько, что ставят под вопрос само существование страны и ее основного этноса.
Но это все не новая история. Двадцать с чем-то лет назад исчез СССР, девяносто с чем-то лет назад — Российская империя. Так что ничего принципиально нового в исчезновениях государств нет.
Тут скорее важно появление определенности. До недавнего времени перспективы во всех трех временных горизонтах все же были дискуссионными. Еще год назад Минэкономики прогнозировало на ближайший («восстановительный») период положительные темпы роста ВВП. В среднесрочной перспективе считалось, что начавшийся в Европе экономический подъем потянет за собой и нашу экономику, создавая (вслед за Китаем) новый спрос не только на энергоносители, но и на инвестиционные товары типа металлопроката. Долгосрочные перспективы также обсуждались в ключе «ситуация с демографическим балансом нехороша, иммиграцию расширять уже тяжело, но все не безнадежно — немножко подвезем украинцев, немножко окультурим таджиков, немножко увеличим пенсионный возраст»...
Неопределенность будущего сохранялась, даже притом что экономические перспективы страны начали резко ухудшаться — еще в 2013 году! — в связи с прекращением ФРС программы расширенного кредитования. Российские финансово-экономические власти продолжали исходить из того, что среднесрочный экономический рост достижим, а долгосрочные перспективы страны несомненны. Российский бизнес хотел верить, но действительность мешала. В результате он сомневался.
К счастью, наконец-то определенность появилась, и вполне железная. Теперь спокойно можно рассчитывать бизнес-проекты уже исходя из определившихся прогнозных сценариев.
Во-первых, опыт работы в условиях экономического спада у российских бизнесменов есть — период с 1992 по 2000 год. Есть и опыт работы в условиях финансового кризиса и резкой девальвации (1998-й, 2008-й). Не сказать, что ничего страшного, но уроки извлечены и стандарты наработаны. Во-вторых, негативная среднесрочная перспектива становится счетной и учитывается при принятии инвестиционных решений. Это тоже стандартная процедура. В-третьих, негативная долгосрочная перспектива также легко проецируется на принятие экономических решений. Например, уже можно не беспокоиться о том, какое состояние вы оставите своим внукам. Нет никакой жути в том, что вы им ничего не оставите, — это всего лишь аналог прогрессивного налога на наследство. Собственно, настоящий русский бизнес — это «здесь и сейчас, и все сразу». Есть и несколько вопросов, которые сразу возникают в процессе бизнес-планирования.
Вопрос номер один (естественно): платить ли налоги. Конечно, придется. Как нам объясняли в свое время коммунисты — перед тем как исчезнуть, государство укрепляется. Это не только диалектично, но и вполне рационально: когда 60% населения — пенсионеры, налоги будут собирать ожесточенно.
Вопрос номер два (тоже естественно): учить ли китайский. Тут можно не спешить, если вы не под санкциями. Гораздо продуктивнее с точки зрения бизнеса освоить азы исламской культуры. Если кто не в курсе, самый крупный мусульманский город в Европе — это Москва. Вторым скоро станет «Петра творенье». Так что исламский банкинг, халяльная еда и вышитые молельные коврики — вполне перспективные ниши.
Вопрос номер три: насколько мобилен и компактен должен быть бизнес в таких условиях. Правильный ответ: максимально мобилен и максимально компактен. Как израильский высокотехнологичный стартап, который в течение трех дней можно переместить в Кремниевую долину. Которого «мир ловил, но не поймал».
Собственно говоря, на новые реалии нужно смотреть как на подарок. Не надо тратиться на прогнозистов-аналитиков и мучиться с учетом неопределенностей. Вам наконец-то нарисовали четкую и однозначную дорожную карту.
Безотносительно к тому, куда ведет дорога, остается достаточно времени и возможностей для бизнеса. Скорее всего, вы получите удовольствие.