Астрономический дефицит федерального бюджета — одна из главных угроз для США. Проблема начинает угрожать статусу Америки как сверхдержавы. Со времен президента Джорджа Буша, и особенно в годы президентства Обамы, дыра в бюджете росла из года в год. При Обаме во время кризиса 2008-2010 годов, дефицит достиг $1 трлн.
С 1 марта вступило в силу решение о секвестре федерального бюджета. В этом году расходы должны быть сокращены на $85 млрд, а затем снижаться на $104 млрд ежегодно вплоть до 2021 года. У экономистов большие сомнения в том, что такие меры спасут так и не выбравшуюся из кризиса американскую экономику. Но договориться о долгосрочном и притом безвредном решении бюджетных проблем республиканцы и демократы так и не смогли.
Понятно, что уже в краткосрочной перспективе секвестр заставит США ограничить свое присутствие в мире, тем более что половина сокращения приходится на военные расходы. Это повлияет на провозглашенную политику «разворота к Азии», на присутствие на Ближнем Востоке и на борьбу с глобальными террористическими угрозами.
Пентагон столкнется с беспрецедентным сокращением финансирования.
В результате другие страны, в том числе Китай, Россия и Иран, получат большую свободу маневра. Все они так или иначе участвуют в территориальных спорах с соседями. Отсутствие сдерживающего влияния США может привести к региональным войнам. И далеко не факт, что Россия от такого перераспределения обязанностей выиграет.
Как ожидается, ВМФ США сократит свою активность в Азиатско-Тихоокеанском регионе на треть. Между тем, спор Китая и Японии из-за островов Дяоюйдао/Сенкаку может, по словам американских чиновников, превратить западное побережье Тихого океана в «пороховой погреб». Япония нуждается в поддержке США, а ослабленные США могут подтолкнуть Китай к более агрессивным действиям в борьбе за территории в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
Сильное присутствие США также необходимо для поддержания стабильности на Ближнем Востоке. Сирийский конфликт грозит перекинуться на соседние страны, включая Ливан и Ирак, а Иран продолжает свою программу глубокого обогащения урана и строительства ракетного арсенала. Секвестр уже привел к сокращению авианосных групп в Персидском заливе с двух до одной, в планах — дальнейшие сокращения, например, летных часов для морской авиации.
Секвестр лишает американское руководство свободы рук. Иран в прошлом угрожал перекрыть Ормузский пролив — один из главных мировых маршрутов нефтяного экспорта. Переговоры с Тегераном уже давно в тупике. В том случае, если президент Обама хочет иметь «все варианты на столе» (all options on the talbe), у него в нужный момент может просто не оказаться войск.
Пентагон планирует глубокие сокращения и в Европе. До сих пор на плечи США ложилась основная часть расходов в НАТО, и боевая готовность альянса, и без того, как показала операция в Ливии, проблематичная, может стать просто плачевной. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен недавно заявил: «Если сокращение бюджета продолжится, это будет иметь негативное влияние на нашу способность обеспечить эффективную защиту и защиту нашего населения». Бывший министр обороны США Леон Панетта предупредил, что «боеготовность альянса может быть снижена, если секвестр бюджета вступает в силу».
Армия будет сокращена до уровня периода до Второй мировой войной — с 45 бригад до 32. Военно-морской флот будет иметь 230 судов — столько было в 1915 году. ВМФ прекратит работы по капитальному ремонту двух авианосцев и отложит строительство или отменит заказы на некоторые из самых необходимых и современных боевых кораблей. ВВС отложат капремонт боевых машин, некоторые из них уже стали разваливаться в воздухе. Достаточно сказать, что стратегические бомбардировщики В-52 в строю с 1960-х, со времен Вьетнамской войны. Под нож попадет Joint Strike Fighter F-35, и без того проблематичный проект истребителя-невидимки, предлагаемый на продажу американским союзникам. Сократят и проект нового стратегического бомбардировщика.
Пострадают и невоенные рычаги американской внешней политики. Госдепу нужно будет сократить расходы на $2,6 млрд. Сокращения могут повлиять на гуманитарную помощь по борьбе со СПИДом и на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Под вопросом и деньги для стабилизации послевоенной ситуации в Мали. Более $400 млн составит сокращение расходов на международную экономическую помощь, в том числе $70 млн по линии Агентства по международному развитию (USAID).
«Экономическая помощь» сейчас не помешала бы самим США, прежде всего, в виде рецепта большей бюджетной дисциплины.
Кредитные агентства следят за Конгрессом. Без победы над дефицитом рейтинги США будут падать, а вместе с ними и геополитический престиж лидера свободного мира.
Но говорить о конце американской эры рано. После Второй мировой войны госбюджет был урезан более чем на 40%, а военные расходы — более чем наполовину. Но с госдолгом расплатились, и экономика процветала еще 15 лет. После Вьетнамской войны и арабских нефтяных эмбарго США также переживали тяжелые времена и «стагфляцию».
Если республиканцы и демократы найдут общий язык и придут к компромиссу, избавившись от дефицитов бюджета в течение 10 лет и сократив госдолг до приемлемых величин (60-90% ВВП), США продолжат быть лидером в глобальной экономической — и геополитической — гонке. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.