Одной из тем визита российского президента в Казахстан может стать предстоящее в ближайшее время вступление этой страны в ВТО. Условия пока официально не объявляются, однако уже сейчас понятно, что они, скорее всего, будут существенно отличаться от условий членства Казахстана в Евразийском экономическом союзе. Это неминуемо порождает некоторые проблемы, которые придется решать уже внутри ЕАЭС.
Еще с образованием Белоруссией, Казахстаном и Россией Таможенного союза в 2009 г. страны договорились добавить к беспошлинной торговле товарами друг с другом две принципиальные договоренности: создание единой таможенной территории (снятие таможенных границ) и проведение единой торговой политики по отношению к импорту товаров из третьих стран.
Первая договоренность подразумевает снятие таможенного контроля на границах между странами. Вторая — введение единого таможенного тарифа (ЕТТ) для ввозимых из ЕС, США, Китая и других стран товаров.
По смыслу интеграционного объединения с глубиной интеграции «таможенный союз», а тем более «экономический союз», которую декларирует ЕАЭС, товары из третьих стран после попадания на единую таможенную территорию должны свободно по ней перемещаться. Если при этом разные страны хотят применять разные пошлины и ограничения к товарам из стран остального мира, то контролировать применение этих правил становится крайне сложно, ведь отсутствие таможенной границы между членами ЕАЭС просто не будет позволять должным образом их администрировать. Поэтому два базовых принципа — единая таможенная территория и единая торговая политика по отношению к импорту товаров из третьих стран — могут функционировать только вместе: при единых правилах, применяемых к товарам из третьих стран, необходимость внутреннего контроля во многих случаях отпадает сама собой. Оба этих принципа с 2010 г. до августа 2014 г. в основном соблюдались: таможенные посты на границе действительно убрали, а страны применяли ко всем зарубежным товарам одинаковые ограничения и импортные пошлины, за редким исключением (так, например, в Белоруссии и Казахстане тариф на легковые автомобили составлял 30%, а в России — 25%).
Однако применение российской стороной продуктового эмбарго к продовольственным товарам из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады с августа 2014 г. естественным образом вошло в противоречие с принципом единой таможенной территории.
Санкционные товары начали поступать в Россию через Белоруссию, в том числе под видом ложного транзита в Казахстан.
С одной стороны, это смягчало негативные для российских потребителей последствия продовольственных контрсанкций, а с другой — провоцировало создание торгово-экономической напряженности: Россельхознадзор со ссылкой на несоответствие санитарным требованиям запрещал поставки белорусской пищевой продукции, а белорусская сторона заявляла о возможности выхода из ЕАЭС при несоблюдении договоренностей участниками.
В соответствии с ожидаемыми условиями присоединения Казахстана к ВТО согласованные ставки таможенного тарифа примерно по 3 000 из общего количества 11 000 товарных позиций ниже, чем ЕТТ в ЕАЭС. Это означает, что для таких товаров (речь идет о продовольствии, алкоголе, продукции машиностроения, автомобилях, электронике) так же, как и в случае российских контрсанкций, возникает, хотя и в меньшей степени, риск серого реэкспорта в Россию через казахстанскую территорию. В этом случае придется заставлять «доплачивать» разницу в пошлинах для поставщиков из Казахстана, которые везут через свою территорию, например, китайские товары.
Для некоторых товаров это будет сделать технически просто: например, автомобили так или иначе нужно регистрировать, а значит, найти плательщика не составит труда. В других случаях это сделать сложнее: часть поставщиков будет пытаться уйти от доплаты, российская сторона может начать использовать инструменты торгового протекционизма по отношению к производителям из Казахстана, что, в свою очередь, повысит риск возникновения торговых войн наподобие «молочной» войны 2009 г. или «мясной» войны 2014 г., крайне нежелательных внутри организации, называющей себя экономическим союзом.
Евразийский союз и так далеко не идеален — внутри него много нетарифных барьеров, экспортные пошлины определяются самостоятельно каждой страной, страны не договорились о взаимном признании санитарных и ветеринарных сертификатов, не принято решение о едином органе санитарного и фитосанитарного надзора и т. д. Одностороннее российское продовольственное эмбарго уже несет в себе риски несоблюдения базовых принципов таможенного союза, а контроль над выполнением участниками внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС различных правил налогообложения импорта создаст дополнительные барьеры в торговле между странами.
Следует также отметить, что до образования Таможенного союза в 2009 г. Россия и Белоруссия применяли импортные пошлины, немного отличающиеся от впоследствии введенного Единого таможенного тарифа. Казахстану же пришлось повышать свой значительно более низкий уровень импортного тарифа до уровня ЕТТ, что привело к удорожанию некоторых видов иностранной продукции для казахстанских потребителей (с аналогичной проблемой столкнулись и Армения с Киргизией). Поэтому соглашения Казахстана с ВТО по многим позициям возвращают прежний уровень либерализации торговли с внешним миром.
В сложившейся ситуации возможный выход — принятие другими участниками ЕАЭС условий присоединения Казахстана к ВТО.
Для России и Белоруссии это означало бы некоторую либерализацию торговли с третьими странами, которая вполне уместна в свете девальвации национальных валют и вытекающего из нее повышения конкурентоспособности внутренних производителей, а для Армении и Киргизии — частичный возврат к уровню торговых барьеров до вступления в ЕАЭС.
В любом случае несогласованная торговая политика по отношению к третьим странам противоречит духу и смыслу экономического союза. Поэтому для обеспечения движения к целям, обозначенным в договоре о ЕАЭС, необходимо минимизировать противоречия в торговой политике, которые, к сожалению, не уменьшаются от присоединения Казахстана к ВТО.