В аграрном бизнесе не должно быть политики. Партии и фракции могут спорить и воевать сколько угодно, но срывать посевную нельзя. Если не засеять поля, страна обретет ворох проблем: от голодных граждан до недоимок в бюджете.
Нельзя сказать, что сельхозинвесторы сильно переживали из-за ситуации на Украине и последующих санкций против России со стороны ЕС и США. Все разумные люди прекрасно понимают: несмотря на то что бизнес-коопераций в сельскохозяйственном секторе между Россией и Украиной не так много, нашим странам крайне невыгодно прекращать сотрудничество.
Поэтому мне, как практикующему инвестору, украинский политический кризис не кажется столь ужасным.
Почти пять лет я владею хозяйством примерно в 90 000 гектар в России и на Западной Украине. Изначально это был проблемный актив в 10 тысяч гектар, выкупленный у банка. За время работы мы сменили старую неэффективную команду, подтянули показатели урожайности, предоставили сотрудникам стабильную зарплату. Люди, работающие на ферме, понимают, что рубить сук, на котором сидишь, — глупо и неблагодарно. Это понимают и в администрации области, ведь каждое такое предприятие — это иностранные инвестиции, налоги от которых идут в областную казну.
Правда, с началом политических потрясений на Украине мой гендиректор все же почувствовал на себе политическую конъюнктуру: некоторые особо горячие соседи отравили у «понаприехавшего москаля» собаку. Но в большинстве люди на провокации не поддаются.
Украинский бизнес также не желает отказываться от взаимодействия с Россией.
Так, я знаю, что некоторые инвесторы рассматривают возможность покупки российских масленичных заводов. Однако есть и печальные истории. Совсем недавно крупный российский агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» сообщил, что уходит с Украины. У них была большая свиноферма в Полтавской области. Глава района, где находилось хозяйство, «попросил» в течение месяца прекратить бизнес. Это не единственный случай и яркий пример политического давления на инвесторов — к счастью, встречающегося нечасто.
Более опасным может быть распространение на российское сельское хозяйство санкций со стороны США и их союзников. В одном из своих выступлений Барак Обама намекнул, что аграрный сектор может войти в пакет экономических санкций наряду с такими чувствительными для России отраслями, как энергетика и ВПК.
Фактически США, под предлогом защиты Украины, могут попытаться устранить с рынка российских конкурентов. Сейчас на рынки Турции, Саудовской Аравии и Египта приходится почти половина российского зернового экспорта, и эти же страны являются ключевыми рынками для США. Есть информация, что Саудовская Аравия, может отказаться от закупки российского ячменя в пользу украинского. Уже в 2013 году закупки российской пшеницы Египтом, крупнейшим в мире импортером зерна, по сравнению с 2012-м упали более чем в 3 раза ($503 млн по сравнению с $1,7 млрд) в пользу зерна с западных рынков. Дальнейшее развитие событий по этому сценарию будет выгодно США.
Впрочем, российское зерно продолжает уверенно дорожать. Рост внутренних цен поддерживается ослаблением рубля и укреплением экспортных цен на кукурузу. По данным некоторых экспертов, соотношение внутренних и экспортных цен на пшеницу и кукурузу за последнее время серьезно повысило рентабельность экспортных операций.
Мировой рынок пшеницы также пока на пике. Недавно котировки на американскую пшеницу на электронных торгах в Чикаго достигли самого высокого значения за последний год — более $272 за тонну. Эксперты указывают, что кровавые столкновения в Одессе в начале мая сразу вызвали бурный рост котировок, через Одесский порт идет значительная часть украинского зернового экспорта.
Поддержку сельскому хозяйству может оказать и хороший урожай. Глава Минсельхоза Николай Федоров уже заявлял, что гибель озимых посевов в России в этом году составит не более 5%, тогда как обычно эта цифра превышала 9%.
Так что всерьез потеснить Россию на зерновом рынке вряд ли получится.
С другой стороны, сфер, в которых Америка может ударить по России и получить конкурентную фору, — масса (например, энергетика и торговля оружием). А если санкции, предложенные США, будут все же поддержаны Евросоюзом, в отечественной экономике наступит тот самый кризис, о котором все упорно твердят последние пару лет. Экономическая блокада подкосит всех — и частный бизнес, и государственный. Другое дело, что при таком негативном сценарии «утопающая» Россия потянет за собой всех своих партнеров. Европа вмиг потеряет колоссальный рынок для различных товаров с высокой добавленной стоимостью. Более того, увеличение стоимости энергоносителей может существенно замедлить экономику ЕС, что не преминет сказаться на ее конкурентоспособности.
США, при относительно небольшом торговом обороте с Россией, вроде бы могут позволить себе «роскошь» изоляции, но чувствительные темы есть и для них (космос, сотрудничество с Россией в Афганистане). Ведущие лоббистские ассоциации США уже высказались против расширения санкций. В современном мире все очень взаимосвязано. Не раз слышал в бизнес-среде мнение, что широких санкций не будет хотя бы потому, что против них будут возражать европейские союзники США. Поэтому я считаю, что даже если какие-то новые санкции будут приняты, они будут максимально смягчены адекватными европейскими лидерами.