Небо, самолет, санкции: что показывает Россия на Берлинском авиасалоне
20 мая под Берлином открылся международный аэрокосмический салон ILA. Он самый маленький в тройке европейских авиашоу: от Ле Бурже с Фарнборо ILA отстает по числу участников и экспонатов. В Берлине не бывает знаковых премьер или умопомрачительных контрактов на сотни самолетов. Но ILA и не стремится затмить конкурентов в бизнесе. У берлинского салона скорее политическая миссия, ведь каждая приличная страна должна иметь собственное авиашоу. А Германия мало того что крупнейшая экономика в Европе, так еще и совладелица Airbus Group (бывший EADS). С представительской функцией ILA справляется: организация отличная, программа разнообразная, сосиски с пивом вкусные, на открытие приезжает канцлер.
Россия любит ILA. Наша экспозиция обычно одна из самых больших — с макетами ракет, самолетов, вертолетов, двигателей. В Германию прилетают и военные самолеты, и гражданские. Вот только Sukhoi Superjet 100 — надежда отечественного авиапрома — ни разу в Берлине не был. Зато в 2008 году мы подарили Ангеле Меркель макет SSJ, а Россия получила статус приоритетного партнера ILA. Тогда же активно обсуждались совместные проекты Airbus и корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) по производству компонентов для Airbus и по конвертации старых пассажирских самолетов в грузовые, а ВЭБ владел 5% акций EADS.
Проекты не удались, акции проданы, но добрые отношения остались.
Нынешний берлинский авиасалон — лакмусовая бумажка. Санкции ЕС и резкие заявления Меркель в адрес России из-за Украины, казалось, сильно усложнят международное экономическое сотрудничество. Но на практике все не так драматично, по крайней мере пока. Российская экспозиция в одном из павильонов ILA выглядит внушительно, особенно впечатляют стенды и инсталляции ракет от Роскосмоса. Никто из делегатов от поездки не отказался. В программе заявлены первые лица — руководитель Роскосмоса Олег Остапенко и глава Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров. Оба в своих должностях новички: Остапенко назначен в октябре 2013 года, Комаров — в марте 2014-го (до этого он недолго проработал в Роскосмосе, а еще раньше несколько лет был гендиректором АвтоВАЗа). Для обоих ILA, можно сказать, «выход в свет».
В Роскосмосе на тему санкций вообще предпочитают не говорить. Никаких публичных выступлений у Остапенко на авиасалоне не будет, но он успеет повстречаться с руководителем Европейского космического агентства Жан-Жаком Дорденом. Комаров же решил собрать 30-минутный пресс-брифинг. Сначала он рассказал про ОРКК, задачу корпорации описав цитатой из «Алисы в Стране чудес»: «Чтобы стоять на месте, надо бежать, а чтобы идти, надо бежать очень быстро». Потом были вопросы — про санкции, новые контракты, упавшую ракету со спутником. Комаров пытался отвечать жизнеутверждающе: «Да, риски из-за санкций есть, но мы для того и работаем, чтобы просчитывать их; санкции — обоюдоострый меч», «Да, контракты есть, но распространяться о них мы пока не можем», «Да, ракета упала, но мы сделаем все, чтобы такого не повторилось».
Именно авария с «Протоном-М» может приблизить «момент истины» в части санкций. Самый мощный российский спутник связи «Экспресс-АМ4Р» создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП «Космическая связь». Известно, что это резервный спутник (основной утонул в Тихом океане в 2011 году) и на него в Москве очень рассчитывали. Возьмет ли сейчас, в изменившихся политических условиях, европейская компания новый заказ? Тем более что для спутника необходимы комплектующие из США.
Отвечая на вопрос о реформе ракетно-космической отрасли, Комаров опять прибегнул к литературной метафоре: «Все непросто и небыстро. А как мы хотим? Как Илья Муромец? Сидеть на печи 33 года, а потом встать и сразу все сделать? Так не бывает». Пресс-брифинг главы ОРКК закончился, все разошлись, и только слоган корпорации New World — New Missions помигивал на фоне желто-синего флага Украины (экспозиции России и Украины расположены буквально в двух шагах). 21 мая Остапенко и Комаров покинут Берлин, чтобы успеть к открытию Санкт-Петербургского международного экономического форума. Космос там заявлен как одна из главных тем.
На ILA Россия представлена и авиацией, пусть и скромно. От «Иркута» и МиГа (ОАК) — макеты пассажирского самолета МС-21, военного МиГ-35 и учебного Як-130. От «Вертолетов России» («Ростех») — макеты Ми-38 и Ка-52.
Настоящие самолеты демонстрирует только транспортная авиакомпания «Волга-Днепр». Перевозчик, имея базу в Лейпциге, уже 10 лет участвует в берлинском авиасалоне. «Волга-Днепр», как и в прошлые годы, привезла Ил-76 и Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире транспортный самолет, детище украинского КБ «Антонов». Совладелец и президент компании Алексей Исайкин долгое время лоббировал производство «Русланов». Были даже какие-то договоренности между Россией и Украиной. Теперь не до них.
Чем еще интересен ILA? Салон посетила Ангела Меркель. В 11:00, как и было сказано на сайте ILA, канцлер поприветствовала участников международного аэрокосмического салона на безупречном немецком языке (видимо, дав понять, кто в доме хозяин) и прогулялась по экспозициям. Первым пунктом ее программы стал A350 — новинка мирового авиапрома. Он был в окраске и производителя Airbus, и стартового заказчика Qatar Airlines.
Премьера A350 состоялась в прошлом году на Ле Бурже. Но тогда самолет совершил лишь непродолжительный демонстрационный полет.
В Берлине он стоит на площадке, так что можно даже забраться внутрь, не говоря уже о возможности сделать selfie.
Emirates привезла двухэтажный А380. Вообще, на ILA безо всяких оговорок доминирует Airbus Group (на других авиашоу выступления Airbus уравновешиваются Boeing). Многомиллиардных контрактов не ожидается, зато высший пилотаж Breitling Jet Team на учебно-боевых L-39 и знаменитый немецкий Ordnung: ни «пробок», ни суматохи, только продуманная навигация, оптимальный климат-контроль в помещениях (на том же Ле Бурже обычно очень душно) и много деталей, которые делают пребывание на ILA очень комфортным. Салон будет идти неделю, а для широкой публики его двери распахнутся 23-25 мая.