Российский рынок необеспеченных потребительских кредитов становится для банкиров горячей сковородкой, на которой все труднее плясать. Дело не только в том, что население слишком закредитовано, а Центробанк заставляет увеличивать резервы под «потребы»: за годы кредитного бума вывелась новая, устойчивая к угрозам порода неплательщиков.
«Приходят к нему, грозят имущество описать, отобрать телевизор, холодильник, если не начнет платить по кредиту, – рассказывал мне один московский банкир. – А он машет рукой: забирайте, я новый в кредит возьму. У меня этих телевизоров и микроволновок полный офис. Склад даже арендую. Надо их на Дальний Восток отправить, жертвам наводнения».
То, что с бизнесом на выдаче «потребов» – проблемы, замечают даже рейтинговые агентства, обычно реагирующие на угрозы с некоторым опозданием. На прошлой неделе Moody's понизило на две ступени рейтинг банка «Русский стандарт», а «Хоум кредит энд финанс банку» изменило прогноз на негативный.
Что сейчас делать, если ты банкир, занимающийся потребительским кредитованием? Возможных ответов на самом деле два: отказываться от дальнейшей экспансии и увеличивать резервы на потери по уже выданным кредитам – или делать IPO, надеясь, что за все в конечном счете расплатятся инвесторы.
По первому пути пошел банк «Авангард» Кирилла Миновалова. По второму – «Тинькофф Кредитные системы» Олега Тинькова.
«Авангард» только что объявил, что сворачивает интернет-рекламу своих кредитных карт, и обнародовал любопытные данные о том, каких клиентов банк привлек с помощью этой программы.
Рекламировать карты в поисковой выдаче Google и «Яндекса» по запросам вроде «кредит быстро» или «кредит без поручителей» «Авангард» начал в 2011 году, получил 2 млн заполненных в сети заявлений, 400 000 из них одобрил, выдал 250 000 кредитных карт, а по ним – на 58 млрд рублей кредитов (без учета погашения).
Примерно через полтора года стало понятно: около четверти выданных в 2011 году денег не вернется. По кредитам 2012 года траектория роста просрочки оказалась такой же, только «безнадежных» долгов в новом портфеле оказалось на пару процентных пунктов побольше. «Авангард» ожидает, что по кредитам, выданным через интернет в 2013-м, невозврат составит 32%.
Такой бизнес Миновалову не нужен. Он решил принимать заявления на карты только в отделениях – так, подсчитали в банке, просрочка получается вдвое ниже – и ужесточить отсев клиентов.
На 1 сентября «карточный» кредитный портфель «Авангарда» достигал 6,3 млрд рублей, из них 766 млн – просроченные кредиты, сумма которых с первого января выросла аж на 38%. Под будущую просрочку банк зарезервировал еще 792 млн рублей, то есть 14% «живого» портфеля. Это довольно робко, учитывая результаты, о которых заявил банк, закрывая интернет-программу. Если считать, что на самом деле 25% портфеля не вернется, банк лишится еще 609 млн рублей – половины прибыли, уже заработанной в текущем году. Потеря тяжелая, но пережить ее можно. Миновалов может теперь поздравлять себя с тем, что не сделал «потребы» фокусом деятельности «Авангарда».
Банк Олега Тинькова, ТКС, привлекает клиентов в основном через интернет и прямую рассылку карт. Это тот же самый бизнес, в котором разочаровался «Авангард». И клиентура такая же, и эффективные процентные ставки по необеспеченным кредитам у двух банков похожи – за 30% годовых.
Но для ТКС такие кредиты – основной, практически единственный бизнес.
«Карточный» кредитный портфель ТКС, выросший с 1 января на 44%, – 73,8 млрд из 75,5 млрд рублей активов.
Просрочка росла вдвое быстрее суммы выданных кредитов. На 1 сентября на балансе ТКС были просроченные кредиты физлицам на 4,2 млрд рублей. С начала года эта сумма увеличилась на 92%. Примерно вдвое, до 10,8 млрд рублей, выросли и резервы на возможные потери. Они сейчас составляют 15,5% «живого» портфеля банка.
Но если на самом деле портфель ТКС такого же качества, какое получилось у «Авангарда» в результате интернет-кампании, эти резервы недостаточны. В таком случае банк рискует не получить назад порядка 25% выданных средств. Это еще минус 7 млрд рублей, чуть меньше всей прибыли банка за время его существования, «залитой» в капитал ТКС: она составляет 7,7 млрд рублей, если учесть налог на прибыль за этот год – чуть больше 1 млрд руб.
Для ТКС такой же уровень просрочки по кредитам, как у «Авангарда», может означать фактическую убыточность. И все же банк решил выйти на биржу – именно сейчас, когда банкиры, навыдававшие необеспеченных кредитов, набивают склады ненужными подержанными телевизорами, а Центробанк в панике требует увеличения резервов.
ТКС хочет разместить на Лондонской бирже депозитарные расписки на $750 млн, сумму, более чем вдвое превышающую капитал банка. Из этой суммы $550 млн хотят для себя акционеры.
И они, скорее всего, получат эти деньги.
Говорят, книга заявок уже переподписана, хотя организаторы IPO – серьезные люди из Morgan Stanley, Goldman Sachs, Сбербанка, JP Morgan, «Ренессанс Капитала» – пока отказываются прислать потенциальным инвесторам хотя бы презентацию ТКС, а в дальнейшем обещают только выдавать ее в распечатанном виде: мол, у банка уникальные секретные технологии, и ТКС не хочет слишком широко распространять о себе информацию.
За продолжением «потребкредитной истории» – вполне возможно, грустным – предстоит следить уже не столько Тинькову, сколько тем, кто сейчас покупает красивый рассказ о созданном с нуля, высокотехнологичном, быстро нарастившем активы российском банке.