К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Псевдонаучная деятельность: как российский бизнес вредит образованию

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Используя студентов в качестве дешевой рабочей силы, компании создают лишь видимость поддержки образования в стране

Мысль о том, что нашему техническому образованию может помочь только сотрудничество с бизнесом, не нова. Крупный российский бизнес давно пришел в университеты, однако пока это не привело ни к серьезным достижениям в области научных исследований, ни к повышению качества образования в целом. Более того, подобное «сотрудничество» только подталкивает нас к тому, чтобы в ближайшем будущем вообще остаться без качественного образования и передовой университетской науки.

Проблема заключается в том, что сейчас компании приходят в вузы с простой целью – дешево решить свои кадровые проблемы.

Все сотрудничество в подавляющем большинстве сводится к тому, чтобы профинансировать День студента, выступить с хвалебной лекцией в адрес своей компании, а после этого нанять дешевую студенческую рабочую силу. Так поступает абсолютное большинство компаний. Однако это все что угодно, но только не развитие университетской науки.

 

Россия ограничена в своих трудовых ресурсах, поэтому не может позволить себе штампование специалистов среднего уровня. Даже полуторамиллиардный Китай шагнул уже из страны поставщика низкоспециализированных программистов в высшую лигу ИТ-инноваторов. Для конкуренции на мировом рынке Россия должна поставлять только профессионалов высшей пробы.

Когда-то Советский Союз создал научную базу, которая позволила стране в ряде областей быть конкурентной на мировом рынке. В основном это сферы, затрагивающие военную промышленность. Добиться этого удалось благодаря многолетнему финансированию научно-исследовательских работ (часть из них велась в ведущих вузах страны), в основе которых лежало не извлечение сиюминутной выгоды, а работа на результат, на качество. Чтобы сегодня попробовать возродить науку, необходимо сотрудничество с частными компаниями, у которых есть не только деньги, но и большие амбиции на глобальном рынке. Само сотрудничество должно носить не поверхностный характер, а фундаментальный.

 

К счастью, в России есть положительные примеры партнерства вузов и частных компаний именно в области НИОКР. Ограничусь только примерами в сфере информационных технологий, в той области, в которой у России есть шансы побороться за хорошие позиции на мировом рынке. Такой подход демонстрируют Parallels, Яндекс, ABBYY, 1С, IBS. Может, еще дюжина компаний на всю страну, и то вряд ли.

Могу привести пример компании Parallels, где я отвечаю за академические программы кооперации с университетами. Самое главное для нас – формат сотрудничества, не предполагающий извлечения выгоды в краткосрочной перспективе. Это означает, что с финансовой точки зрения задачи «отбить вложения» не стоит. По большому счету это благотворительность, но более «человекозатратная». То есть Parallels не только помогает финансово, но и делегирует своих сотрудников к участию в образовательном процессе в качестве преподавателей спецкурсов начиная с 3-го курса бакалавриата.

Обладая определенными компетенциями, специалисты Parallels формулируют задачи и выступают научными руководителями студентов. Стоит отметить, что студенты не привлекаются к решению текущих задач Parallels. Студенты в прямом смысле слова занимаются исследованиями, успех которых не очевиден. Наша задача – дать студентам развиваться в рамках обучения в университете. Чтобы ребят не отвлекали от обучения сторонние мысли, Parallels платит им повышенные стипендии.

 

Студенты имеют возможность развиваться в двух направлениях: непосредственно исследовательская область или практическое программирование. Позднее на старших курсах, после того как ребята получат базовые теоретические знания и пройдут практическую подготовку, они решают сами, в каком направлении им развиваться дальше.

Свои «рекрутинговые» задачи Parallels решает только на этом этапе – на последнем курсе обучения приглашает лучших студентов к сотрудничеству.

Такой подход к образованию позволяет получить из выпускника вуза органичного специалиста, не только имеющего глубокие теоретические знания, но и умеющего думать, анализировать и решать нетривиальные задачи. Он своими руками прощупал цепочку создания продукта, знает, как работать в команде и как творить новое. Этот молодой специалист будет чувствовать себя в любой компании как рыба в воде.

В ином случае, широко распространенном сегодня в России, студент оказывается с образованием, о котором можно сказать «ни богу свечка, ни черта кочерга»: оторванным от жизни, не нацеленным на решение постоянно возникающих новых и сложных проблем. Такой выпускник в лучшем случае умеет механически писать код, как это делают миллионы китайцев, индусов и индонезийцев. Но это история не про инновации, не про конкуренцию, а про программистов второго сорта из страны второго сорта.

Возникает вопрос: можно ли такой «научно-исследовательский» режим сотрудничества с частными компаниями ввести во всех вузах? Увы, это удел немногих. С одной стороны, в условиях конкурентного рынка многие компании заинтересованы исключительно в сотрудниках для продажи-маркетинга зарубежного софта (свои-то программные продукты мало кто из российских компаний производит!) и никогда не будут тратить деньги «на воздух», на какую-то ненужную им науку, исследования. С другой стороны, качественным набором студентов могут похвастать только ведущие вузы страны. Да и качеством преподавателей, пожалуй, тоже.

 

Недавно Министерство образования России объявило о результатах отбора 15 ведущих вузов страны для участия в целевом финансировании с целью выведения их в топ-рейтинги мировых университетов. Важно понимать, что три главные международные рейтинговые системы оценивают в первую очередь не академические заслуги вузов, а их вклад в научные исследования. Если не создать вузам условия для НИОКР, похожие на те, что были в СССР в 1950-1960-е годы (про то, что мы не можем позволить себе финансировать образование на уровне США или Китая, я не говорю – это очевидно), то результата никакого не будет. Вузы продолжат заниматься бесплодной псевдонаукой, а российский бизнес будет продолжать набирать новые партии малообразованных продавцов, маркетологов и менеджеров низшего звена до тех пор, пока качественный уровень образования в азиатских странах не превзойдет наш. Тогда о нашем образовании можно будет уже не переживать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+