С 1 января 2015 года закон «О валютном регулировании и валютном контроле» обязывает физических лиц, признаваемых валютными резидентами, предоставлять в налоговые органы отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках. Ранее это должны были делать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Однако порядок предоставления отчетности, без которого норма фактически не действовала, был утвержден правительством лишь 12 декабря.
Если жить по правилам
Предложенный физлицам порядок предусматривает подачу достаточно простой ежегодной отчетности на двух листах, если счетов более одного, то второй лист потребуется заполнить на каждый счет, в срок до 1 июня, следующего за отчетным календарным годом, как в форме распечатанного и подписанного документа, так и посредством личного кабинета налогоплательщика.
Стоит помнить, что представленная налоговым органам информация может быть использована для более детального изучения и налоговой дисциплины такого физического лица с дальнейшей постановкой более специальных вопросов и другими органами при наличии иных подозрений.
Кто обязан отчитываться?
Чтобы оценить «масштаб бедствия» для заинтересованных россиян, стоит определиться, кто же по закону является валютным резидентом.
Закон определяет таковыми российских граждан, за исключением тех, которые постоянно проживают в иностранном государстве не менее одного года. Кроме того, к ним он относит граждан РФ, которые имеют выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывают в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
Следовательно, закон не устанавливает критерий непрерывности минимального годичного срока отсутствия в России для получения российским гражданином статуса валютного нерезидента, вследствие которого обязанности такого лица, предусмотренные законом, исчезают. Однако официальный орган (Росфиннадзор) в нарушение предусмотренных законом правил толкования, считает, что любой въезд такого лица в Россию должен прекращать его статус валютного нерезидента с возникновением соответствующих обязательств по уведомления российского налогового органа об открытии, изменении реквизитов или закрытии счета в иностранном банке, а также о направлении отчетности по движению денежных средств по таких счетам. Важно заметить, что до настоящего времени суд не изучал данную официальную позицию на предмет соответствия положениям закона, ограничившись лишь формальным подтверждением соответствующей компетенции Росфиннадзора по толкованию.
Таким образом, статус российского валютного резидента является, во-первых, оценочным понятием, которое требует для агента или органа валютного контроля фактического изучения загранпаспорта гражданина с отметками о пересечении российской государственной границы, а также, вероятно, документа о виде на жительство, студенческой визы или, например, трудового договора с иностранной компанией. Как правило, такими документами они не располагают изначально, что сразу снижает эффективность контрольных функций таких органа или агента.
Во-вторых, непонятно, как агенты или уполномоченные органы валютного контроля смогут выявить, у кого из российских граждан необходимо такую информацию запрашивать, если информация об их иностранных счетах в России отсутствует, ведь российские банки могут потребовать копию уведомления налогового органа об иностранном счете только при первичном перечислении средств с российского счета на иностранный. Основной же целью такого контроля со стороны российских налоговых органов является установление незадекларированных доходов из иностранных источников, которые ради ухода от налогов и перечисляются на иностранные счета. Ведь средства на иностранных счетах российское государство не сможет арестовать или изъять по существующим правилам.
Если смогут поймать
Реальные риски для нарушителей могут появиться только с момента реального подключения России к автоматическому обмену информацией о финансовых счетах. Пока Россия в одностороннем порядка заявила о готовности начать его с 2018 года, то есть отчетным должен стать 2017 год. Однако в общем списке подписантов соответствующего международного соглашения Россия пока отсутствует, вероятно, потому, что для начала ведения обмена требуется желание и намерение не только России, но и иностранного государства-партнера, как на обычной двусторонней основе.
Порядок привлечения и виды административной ответственности за нарушение валютного законодательства содержатся исключительно в Кодексе об административных правонарушениях. Уголовной ответственности действующим законодательством не предусмотрено, что и является основным объяснением интереса к программе добровольного декларирования иностранных активов и банковских счетов, которая позволяет до 1 июля 2016 года снять все виды административной ответственности за нарушения валютного законодательства до 1 января 2015 года.
За последние два года Минфин дважды пытался расширить годовой срок давности для привлечения к административной ответственности за валютные правонарушения, сначала до трех лет, а в этом году до двух, мотивируя это невозможностью противодействия нарушениям со стороны российских юридических лиц. Но о физических лицах даже и не упоминалось.
В настоящее время самый большой штраф предусмотрен за совершение незаконных валютных операций, которые прямо запрещены в части 1 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее Кодекс), а также прямо не разрешены валютным законодательством и составляет от 75% до полной суммы такой незаконной валютной операции. С момента введения в 2013 году данной нормы не известно ни одного случая привлечения к такому виду ответственности физического лица, очевидно из-за отсутствия доступа к необходимой иностранной информации.
Менее значительный штраф предусмотрен за неуведомление налогового органа об открытии, изменении реквизитов или закрытии счета в иностранном банке – 5000 рублей.
С 1 января 2016 года в Кодексе начнут действовать новые шесть видов штрафов для граждан, которые нарушили порядок и сроки предоставления в налоговый орган ежегодной отчетности. Максимальный из них составит 20 000 рублей за повторное совершение административного правонарушения, «выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов». Интересно заметить, что правила, утвержденные правительством, не требуют предоставления подтверждающих банковских документов вместе с отчетом «о движении средств физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации». Представление таких документов является правом, а не обязанностью гражданина, если только документы не будут запрошены налоговым органом в рамках мероприятий валютного контроля.