Есть ли у экономики России резерв, помимо нефти и газа? Можно ли за пару лет увеличить ВВП на 50% без роста цен на энергоносители, без триллионных бюджетных вливаний, без мобилизации и китайских инвестиций? Можно, если дать возможность развиваться малому и среднему бизнесу.
Сегодня малый и средний бизнес в России обеспечивает 20% ВВП ($400 млрд). Для сравнения: американский показатель составляет 50%, или около $8 трлн.
США порядка 22 млн (или одно на 15 граждан) предприятий без персонала и почти 6 млн компаний с сотрудниками, а в России около 3 млн ИП (или один на 47 граждан) и 2 млн компаний.
Большая разница и в направлениях деятельности: к примеру, малые предприятия в США производят 24% всех патентов в сотне наиболее быстроразвивающихся областей науки и промышленности. В России в сфере НИОКР работают лишь 5% малых и средних предприятий и доля малых предприятий в производстве патентов ничтожно мала.
Малый бизнес в США создает 34% экспорта, а в России лишь 5%.
Российское государство — плохой партнер для малого бизнеса. Лишь 6% госзакупок идет через малые предприятия, а сектор обороны и безопасности вообще не участвует в таких закупках. В США же 22% закупок правительство производит у малого бизнеса, а лидером госзаказа для них является Министерство обороны.
Сложности в России начинаются еще до начала работы компании: до сих пор в Москве отказывают в регистрации компаниям, расположенным в жилых помещениях. Порядка 52% американцев-предпринимателей оперируют «из дома», где и зарегистрированы.
Штаты всячески привлекают предпринимателей из-за рубежа. Не менее 14% владельцев американских компаний родились за рубежом и получили американское гражданство позднее. В малых и средних предприятиях эта доля выше 20%. Определить количество мигрантов — владельцев бизнеса в России сложно, но отношение к ним общества позволяет утверждать, что их доля в бизнесе невелика.
Не меньше об отношении к малому бизнесу говорит и эффективная ставка налога. Полное частное предприятие
в США платит лишь 13,3% чистого дохода (а самый высокий уровень налога для различных форм предприятий — 27%), 90% американских предприятий имеют низшую ставку налога. В России же у малых и средних предприятий налоги составляют до 40% выручки, или более 80% прибыли.
Столь неблагоприятная среда — одна из причин того, что в России лишь 3,4% предприятий переживают три года после старта, а в США — 51% новых компаний работает более пяти лет, а 34% — более десяти лет.
Очевидно, что для развития малого и среднего бизнеса нужны нормальные законы и более низкие налоги и ставки по кредитам, льготы научным и малым предприятиям, ориентированным на экспорт. Стоит создать специальный арбитражный суд, с мнением которого считались бы во всех юридических инстанциях, включая органы уголовного следствия и судопроизводства.
Необходимо менять политику госзаказа в сторону малого бизнеса, допускать небольшие предприятия к поставкам Минобороны.
Еще одной мерой может стать активное привлечение предпринимателей-иностранцев, к примеру за счет выдачи им гражданства, как это делают в США.
Если бы России удалось догнать США по доле малого бизнеса в ВВП, то даже без развития других секторов экономики она имела бы ВВП $3,2 трлн, что на $1,1 трлн, или на 45%, больше, чем сегодня. Наш экспорт был бы равен почти $700 млрд, что примерно на 40% больше, чем сегодня.
Без развития малых и средних предприятий, чтобы достичь вышеуказанных показателей при нынешнем темпе роста ВВП, России потребуется около 50 лет, если только цены на нефть не взлетят до $200 за баррель. Может, проще развивать малый бизнес?