Если завтра Донецкая и Луганская республики все-таки будут приняты в состав России, то послезавтра, следуя логике недавних аппаратных нововведений, «под них» должны появиться новые министерства. Впрочем, сам факт создания уже трех ведомств, занимающихся отдельно взятыми регионами – Дальним Востоком, Крымом и Северным Кавказом, свидетельствует как раз о том, что с дальнейшим «собиранием земель» стоит повременить.
Коль скоро для эффективного управления российскими областями и автономиями недостаточно Совета Федерации и даже президентских полпредов, значит здание не настолько устойчиво, чтобы думать о надстройках и пристройках. Неслучайно впервые с 2000 года, когда Владимир Путин сформировал федеральные округа и направил туда своих представителей, доля «генерал-губернаторов» среди них приближается к 50%. При этом реальных полномочий у назначенных вчера полпредами генералов МВД Сергея Меликова (СКФО) и Николая Рогожина (СФО) наверняка будет побольше, чем, скажем, у руководящего УрФО Игоря Холманских.
Показательно, что в мае 2012 года, только вернувшись в президентское кресло, Путин не считал зазорным доверить Урал человеку, не имеющему ровным счетом никакого представления об аппаратной работе. Спустя два года глава государства даже Александра Хлопонина с его губернаторско-топ-менеджерским CV (резюме. — Forbes) и 4-летним полпредским опытом решил заменить на бывшего командующего Cеверо-Кавказской объединенной группировкой войск генерал-лейтенанта Меликова.
Но в 2012-м Кремль сражался с Pussy Riot и «креаклами», для охлаждения пыла которых и «ребят с Уралвагонзавода» вполне хватало.
Сейчас российская власть столкнулась с вызовом посерьезнее. И дело даже не в антивоенной активности «укропацифстов», которая в масштабах страны близка к статистической погрешности. «Русская весна» на юго-востоке Украины вселила слишком много надежд в тот же «коллективный» Уралвагонзавод, чтобы ее окончание никак не отразилось на настроениях этой намного более многочисленной, чем «креативный класс», части населения.
При этом «гражданских» инструментов, позволяющих поддерживать оптимальную «погоду в доме», не прибегая к помощи генералов, у государства российского остается все меньше и меньше.
Например, едва ли не лучший способ связать разные регионы страны друг с другом и застраховаться от центробежных тенденций – масштабное дорожное строительство. Собственно, в том же 2012-м Путин распорядился за 10 лет построить не менее 42 000 км новых трасс. Теперь в Минтрансе признают: у регионов не хватает денег, и в ближайшие три года они смогут ввести в эксплуатацию лишь 10 000 км. Ведомство предлагает увеличить ставку акцизов на нефтепродукты, за счет которых пополняются региональные дорожные фонды. Но это неизбежно спровоцирует новый скачок цен на топливо, притом что его и так совместными усилиями готовят президент Белоруссии Александр Лукашенко и глава РЖД Владимир Якунин.
Первый добился-таки постепенной отмены так называемых нефтяных изъятий. Уже в 2015-м Белоруссия перечислит России не более половины от пошлин, собранных в результате экспорта нефтепродуктов за пределы Таможенного союза.
А РЖД правительство позволило поднять тарифы на перевозку топлива. Окончательное решение, правда, за президентом. Но в данном случае речь же идет не просто о минимизации убытков транспортной монополии. Якунин – как никак один из пострадавших «за Крым». Вправе рассчитывать на послабления. Если только другой фигурант проскрипционных списков США, глава «Роснефти» Игорь Сечин, не будет сильно возражать.
«Украинский фактор» отражается как на доходно-расходных статьях бюджета, так и на убедительности аргументации разных лоббистов.
Из-за чего любая вроде бы решенная проблема неизбежно влечет за собой другую, не менее серьезную.
Вернемся к тем же дорогам. Допустим, испытывать нервы автомобилистов не станут, и вместо повышения топливных акцизов Москва, вспомнив, что экономика должна быть экономной, заставит региональных начальников строить дороги. Значит, подряды получат компании, способные оценить свои услуги по минимальной ставке. И велика вероятность того, что жители уже далеко не столичных российских городов вскоре увидят у себя под боком внушительное число измазанных в дорожной копоти гастарбайтеров, а затем и их столь же многочисленных домочадцев.
К чему это приведет, если еще принять во внимание эйфорию от случившейся на Украине «русской весны», большинство пропагандистов, да и многих участников которой никак не назовешь образцами толерантности? При таком раскладе превращение дорог из важнейшего связующего элемента в очередное «яблоко раздора» более чем возможно.
Кстати о дорожных раздорах. Как раз в день создания Министерства по делам Северного Кавказа Дмитрий Медведев обсуждал с вице-премьерами, включая и новоиспеченного — Александра Хлопонина, итоги конкурса на строительство ЦКАД. Это проект федерального значения. Финансируется за счет средств Фонда национального благосостояния. То есть, в общем-то, та же нефтяная рента, хотя и более высокого полета. Иными словами, желание Росавтодора сэкономить не может не приветствоваться. Равно, как и предприимчивость «Стройгазконсалтинга» Зияда Манасира и Руслана Байсарова, сумевшего победить АРКС Геннадия Тимченко. Компания Манасира и Байсарова запросила за первую очередь ЦКАД на 2 млрд рублей меньше, чем компания Тимченко.
Теперь АРКС пытается оспорить итоги конкурса, подав жалобу в ФАС. По информации «Ведомостей», одна из главных претензий подчиненных Тимченко – критерии отбора. По их мнению, если предложение технически более проработано, то и расходы будут выше.
Но, как мы отмечали ранее, экономия дорожных подрядчиков отражается не только на качестве магистралей. Поэтому даже если оставаться над очередной схваткой двух давно и жестко конкурирующих «королей госзаказа», вопрос об источниках этой экономии далеко не праздный. И, наверное, задай его Медведев на том совещании, Хлопонин, как человек, несколько лет руководивший совсем не чужим для Руслана Байсарова регионом, сумел бы дать исчерпывающий ответ.
Повторюсь, это всего лишь авторская фантазия. Далеко не факт, что такой разговор состоялся. Заслушали доклад, изучили смету и разошлись. Война войной, а обед по расписанию. Смущает одно: чем дольше сохранится практика таких «обедов», тем большему числу субъектов РФ понадобятся «собственные» министерства, а федеральным округам – полпреды со «звездочками».