Со вчерашнего вечера социальные сети пестрят ссылками на смелое выступление одной из кавээновских команд: «Путина в зале нет! — Я же говорил, что его не существует». Зал и жюри хохочут в голос, весело смеются даже видавшие виды ведущий Первого канала Александр Масляков и гендиректор Константин Эрнст. В фейсбуке же после первой эйфории появились предостережения, что «Эрнст доиграется» и «гаечки-то, оказывается, недокручены». Дескать, ждите усиления цензуры.
Сдается, будет наоборот: КВН и другие юмористические передачи осмелеют еще сильнее, вызывая у свободолюбивой общественности новые всполохи радости. Как бы вот только не прослезиться по итогам. Отпускай власть гайки просто в порядке доброй воли, было бы замечательно. Но так у нас не бывает. Все более откровенные «зрелища» дозволяются народу, когда обостряется ситуация с «хлебом». Хрущевская оттепель шла параллельно с кукурузно-совнархозными экспериментами и полуголодным существованием промышленных городов (из-за чего и взбунтовался Новочеркасск). Гласность и свобода слова едва ли не западного образца при Горбачеве соседствовали с опустошением магазинных полок, гиперинфляцией и обнищанием широких народных масс.
Не то чтобы оба примера прямо проецировались на нынешнюю ситуацию — в конце концов, после двух исторических трагедий пора уже наступить и фарсу.
Но кое-какие общие черты эпох просматриваются. По данным Росстата, промышленное производство в январе по сравнению с январем прошлого года упало на 0,8%, в феврале — на 2,1% против февраля 2012-го. Рост ВВП за первые два месяца составил 0,9%, что не очень похоже на те 3,6% роста, которые Минэкономразвития ранее ожидало по году в целом. Всемирный банк в марте уже понизил свой прогноз до 3,3%. Замглавы ведомства Андрей Клепач на днях на круглом столе газеты «Ведомости» признал, что прогноз Минэкономразвития в начале апреля также будет понижен (до 3% роста за год, а то и меньше), а экономику, скорее всего, придется накачивать дешевыми деньгами, иначе она так и будет стагнировать.
Совсем уж паниковать пока рано, полагает директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. Февраль-2013 на один день короче прошлогоднего високосного, вот этих-то двух процентов экономика и недобрала. К тому же минувший февраль был сравнительно теплый, и топлива россияне сожгли мало. А вот минувший март был холодный и при этом такой же длинный, как в прошлом году, следовательно, цифры Росстата за март будут явно лучше февральских. Производство и распределение газа, электроэнергии и воды в марте очевидным образом активизировалось, и это неизбежно потянет за собой вверх общий показатель.
Но и эксперты из Центра развития признают, что экономика приближается к стагнации, а, может быть, там уже и находится. Темпы роста инвестиций практически нулевые (0,3% в феврале), рост потребительского спроса замедлился. Не выполняются показатели роста экономики — не выполняются и рассчитанные исходя из этих показателей бюджетные параметры. «На федеральном уровне намечается угроза недобора внутреннего НДС и поступлений от приватизации, на уровне регионов — недобора налога на прибыль: 1% ВВП и 0,5% ВВП [соответственно]», — пишет Акиндинова, отмечая, что это пока не очень много, но «лиха беда начало».
Внутренних побудительных мотивов к развитию производства нет, признают экономисты, однако и с внешними дела обстоят не бог весть как хорошо.
Российский бизнес может потерять на Кипре €5-6 млрд, еще несколько миллиардов могут там застрять. В результате экономика пострадает не только от изъятия части средств, но и от нарушения сложившихся схем их движения. Тем временем неумолимо приближается Олимпиада в Сочи. Сэкономить на ее финансировании определенно не получится, скорее она, наоборот, потребует дополнительных вливаний, которые лягут бременем на население и бизнес. Зато к цензурным послаблениям наверняка добавятся масштабные предолимпийские шоу и пиар-акции. Короче, жить в ближайший год станет не лучше. Но уж точно веселей.