Городское население современной России составляет около 110 млн человек, которые проживают в 1100 городах и 1280 поселках городского типа. Все российские города очень разные: у них разная градообразующая база, разная история развития и потому — очень разные экологические проблемы. Однако самая значимая проблема, — по крайней мере, в восприятии населения, — загрязнение атмосферного воздуха. Это действительно важная проблема, потому что именно атмосферное загрязнение в наибольшей степени влияет на здоровье людей.
Существует три основных фактора, которые влияют на степень и характер загрязнения атмосферы в наших городах.
1. Специализация городских производств
Этот фактор является одним из важнейших, потому что, например, самая чистая отрасль отличается от самой грязной в 137 раз.
Среди городов России, у которых годовой объем выбросов в атмосферу превышает 100 000 тонн, находятся крупнейшие центры цветной (Норильск, Мончегорск, Медногорск, Братск, Красноярск) и черной (Новокузнецк, Липецк, Череповец, Магнитогорск, Нижний Тагил, Орск, Челябинск) металлургии. За ними следуют крупные центры угольной энергетики (Троицк), нефтехимии и нефтепереработки (Омск, Ангарск, Уфа).
Однако за пределами этой группы закономерности заканчиваются.
В значительной степени из-за того, что топливный баланс, климат, энергоемкость в значительной степени определяют и абсолютный, и удельный уровни антропогенного загрязнения и нивелируют отраслевые различия.
Одним из наиболее ярких примеров сокращения промышленного воздействия на состояние городской атмосферы является Москва. Для нее, как и для большинства крупных городов России, в постсоветский период был характерен достаточно равномерный спад производства: к 1998 году в столице осталось 40% промышленного производства от уровня 1990-го. В результате сократился и выброс вредных веществ — с 367 000 до 141 300 тонн в год. И хотя после 1998 года в Москве начался промышленный рост, валовое загрязнение от стационарных источников продолжало снижаться. Это было связано как с изменением структуры столичной промышленности, так и с технологическим переоснащением отдельных предприятий.
В целом, трансформация столичного промышленного комплекса Москвы за последние 25 лет во многом является результатом политики по выводу промышленности из центра города и отражает общемировую тенденцию увеличения роли непроизводственных секторов в постиндустриальную эпоху. Однако следует признать, что замещение промышленных территорий торговыми привело к повышению транспортной нагрузки на улицы города, постоянным заторам на дорогах и, как следствие, повышению уровня загрязненности атмосферы уже за счет автомобильных выхлопов.
2. Динамика производства в городах
Следствием промышленного спада 1990-1998 годов стало снижение уровня загрязненности атмосферы в большинстве городов страны. Однако объемы загрязнения сокращались заметно медленнее, чем объемы производства, поскольку наибольшей экономической стабильностью отличались как раз отрасли с наибольшим удельным загрязнением. Более того, во время кризиса в первую очередь сократились фонды природоохранного назначения, началась технологическая деградация производств. А сокращение численности квалифицированных кадров привело к потере контроля за уровнем загрязнения на многих предприятиях.
Структурные сдвиги, произошедшие в промышленности, лишь увеличили долю наиболее природоемких и энергоемких отраслей. В результате индекс объемов выбросов загрязняющих веществ в среднем по стране составил 58,3% (показатели 1999 года по отношению к показателям 1990-го), что превысило аналогичный индекс по промышленному производству, который оказался равен 51,6%. В переходный период сформировалась наименее благоприятная, с точки зрения экологичности, структура производства. Даже перевод значительной части энергетики на газ (более экологичное топливо) стал, по сути, просто переносом части негативного воздействия на природу в другие, более уязвимые для загрязнения, регионы страны.
Впрочем, когда в конце 1990-х промышленный рост возобновился, опасения, что загрязненность российских городов возрастет взрывообразно, не подтвердились. Во многом потому, что рост начался в импортозамещающих и чистых отраслях: в пищевой промышленности, в меньшей степени — в легкой промышленности, постепенно — в машиностроении. Кроме того, экономический рост начался на новых мощностях, поскольку в кризис все самое старое и, как следствие, самое «грязное» оборудование умерло почти естественным путем. Проявился даже эффект «зеленых ножниц», когда загрязнение росло вместе с экономикой, но значительно меньшими темпами. Еще немного и можно было бы говорить о существенном прорыве в области экологической модернизации.
В 1990-х годах объемы загрязнения сократились в 83% российских городов. Но кризис не ликвидировал наиболее старые фонды двух самых проблемных в экологическом отношении секторов: угольной энергетики и добывающей промышленности. В результате санирующая роль системного кризиса перестала проявляться уже к 2003 году, рост выбросов и стоков после которого стал практически повсеместным (хотя в 1999-2003 годах рост загрязнения наблюдался только в половине регионов страны).
А санирующая роль кризиса 2008–2009 годов проявилась значительно слабее, чем кризиса 1990-х, что связано с большей длительностью последнего, а также смягчающим воздействием различных мер государственной поддержки в конце 2000-х.
3. Топливный баланс и автотранспорт
Вся восточная часть России в структуре своего топливного баланса в значительной степени опирается на уголь. А при прочих равных условиях, сжигание угля дает объем выброса в 12 раз больший, чем сжигание газа. Если к этому еще добавить длительность отопительного периода, холодный климат, устаревшие фонды, то фактор сжигания топлива очень во многом будет нивелировать влияние отраслевой специализации и объемов производства.
В крупных российских городах, как и в крупных городах во всем мире, ведущим источником загрязнения среды является автомобильный транспорт. В центре Москвы, например, его доля в валовом выбросе загрязнений от всех антропогенных источников приближается к 100%. На данный момент Москва по уровню загрязнения опережает другие европейские столицы. Так в 2012 году уровень загрязнения атмосферы Лондона и Берлина диоксидом азота составил соответственно 0,061 и 0,045 мг/м3, а в Москве — 0,07 мг/м3.
С 1992 года по 2013 годы мы наблюдали «размывание» загрязняющих веществ от автотранспорта по территории Москвы, т.е. антропогенная нагрузка на территорию стала более равномерной. Крупные транспортные магистрали перестают справляться со все возрастающим потоком автотранспорта, который начинает перераспределяться по небольшим улицам, дворовым территориям со сквозным проездом и т.д. С одной стороны, антропогенное воздействие все больше переходит из районов, где сосредоточены места работы населения в места его проживания, размещения больниц, детских учреждений и пр. Т.е. увеличивается количество населения подверженного загрязняющему воздействию автотранспорта, а в структуре населения увеличивается доля наиболее уязвимых демографических групп: детей, пенсионеров, больных. С другой стороны, такое размывание загрязнения снижает остроту его восприятия, вызывает дополнительное привыкание, нежелание влияния на власти.
***
Если мы сможем составить для каждого российского города его экологический портрет, то есть, если мы поймем соотношение проблем, которые ухудшают его экологическую ситуацию, мы поймем, как грамотно создавать программы городского развития, как в целом формировать городскую экологическую политику.