«Митт Ромни выглядел как человек, который хочет стать президентом. Барак Обама смотрелся как человек, который хочет, чтобы его оставили в покое» — Юваль Левин, обозреватель журнала National Review, традиционно ориентированного на сторонников Республиканской партии, так подвел итог первого раунда дебатов между претендентом и нынешним хозяином Белого дома. С ним вынуждены были согласиться и некоторые эксперты — сторонники демократов. Проведенный CNN по итогам дебатов опрос телезрителей показал, что 67% опрошенных присудили победу Ромни и лишь 25% — Обаме. И хотя исход выборов решается не только дебатами, именно эта телевизионная дуэль была очень важна.
Весь последний год я сомневался в способности Ромни выиграть выборы. После дебатов я, пожалуй, готов поверить в то, что бывший губернатор штата Массачусетс может стать президентом. Более того, были моменты, когда этот телеэфир живо напоминал дебаты претендента-республиканца Рональда Рейгана и президента-демократа Джимми Картера в 1980 году. Тогда именно теледебаты окончательно похоронили надежды Картера на переизбрание.
Главная тема нынешних выборов для американцев — экономика. Минимальные темпы роста, безработица, многотриллионный бюджетный дефицит — вот что беспокоит избирателей больше всего. Во время дебатов «бизнесмен» Ромни сиял на фоне «университетского преподавателя» Обамы. Мне, как бывшему сотруднику ExxonMobil, запомнился момент, когда республиканец буквально высмеял президента: «Вы хотите отменить 2,8 млрд налоговых льгот нефтяным корпорациям и одновременно выделяете 90 млрд тех же самых льгот так называемым зелёным энергетическим компаниям! Какая же это экономия?» И еще один момент мне врезался в память. Обама заявил, что американские компании получают налоговые льготы, когда выводят производства за рубеж. «Да Вы что! Я занимался бизнесом 25 лет и ни о чем подобном ни разу не слышал», — с улыбкой парировал Ромни.
Республиканский кандидат сделал три шага, которые обеспечили ему убедительную победу. Во-первых, он отказался от излишних эмоций в пользу фактов и цифр. Периодически он выглядел даже доброжелательным по отношению к сопернику — например, когда предложил рассмотреть совместный двухпартийный подход к реформе налогообложения. Блестящее владение фактурой и демонстративный отказ от агрессивного, прокурорского тона (а соблазн использовать его у претендентов всегда силен) помогли Ромни создать образ настоящего государственного деятеля.
Во-вторых, Митт Ромни изящно, но твердо превратил свой поединок с Обамой (а значит, и всю кампанию) в символическое противостояние республиканцев — сторонников свободного предпринимательства и федерализма, и демократов — поклонников «большого правительства» и госрегулирования всего и вся. Это рискованный ход, но именно он способен мобилизовать электорат республиканцев и склонить на сторону Ромни часть растущей год от года прослойки «независимых» избирателей.
Наконец, в-третьих, Митт Ромни очевидно очень серьезно подготовился к дебатам. Он не только «владел материалом», но заметно изменил манеру речи, стал раскованным, быстрым, остроумным. На его фоне Обама выглядел усталым и равнодушным, а иногда раздраженным.
Это последнее наблюдение особенно важно. Президент, очевидно, привык к своему статусу сверхзвезды, «лучшего оратора мира» и прочим эпитетам, которыми его наградили американские массмедиа (в большинстве своем симпатизирующие демократам). Видимо, из-за этого местами казалось, будто он совершенно не готов к тому, что кто-то может ему всерьез оппонировать. Более того, складывалось впечатление, что президент думает, будто он все еще ведет первую предвыборную кампанию, когда можно и нужно делать две вещи — критиковать действующего президента и обещать. Но сегодня в Белом доме хозяин — это он, Барак Обама. И он должен прежде всего энергично защищать свой собственный, абсолютно реальный курс. Президент этот шанс явно упустил. «Дайте мне еще четыре года, и мы посмотрим, что у меня выйдет» — не самый лучший посыл для завоевания голосов избирателей в условиях, когда кампания становится день ото дня все более драматической, а республиканский кандидат сделал ставку на глубокую и всестороннюю подготовку к теледебатам.
Головокружение от собственного статуса — самое опасное, что может ожидать Барака Обаму, — его главная проблема. От того, сумеет ли он собраться и нанести контрудар в следующем раунде дискуссии с Ромни, во многом будет зависеть судьба выборов — и его собственное будущее.